Если дело дойдет до реализации социально-популистских инициатив президента, то без активной работы печатного станка не обойтись. Последствия этого — инфляция и девальвация, пишет SV-Development.
Предвыборная кампания в Украине стартовала. Гарант Конституции, он же почетный лидер Партии регионов, выступил с рядом социально-популистских инициатив, которые эксперты оценивают минимум в 16 млрд грн. Параллельно получил промежуточное разрешение длившийся почти два года трагифарс под названием «Контролируемый дефолт Греции». Символичное совпадение?
Аттракцион невиданной щедрости
Кратко об основных инициативах руководителя государства.
Ипотека по ставке 2-3% годовых ведёт Украину по пути Греции?
Первая — начиная с 1 июня и до конца текущего года обещано вернуть гражданам вклады Сбербанка СССР. Цитата Януковича: «За это будут нести личную ответственность лично премьер-министр, министр социальной политики и руководитель Национального банка». Остается лишь посочувствовать им. Вклады в размере 1 тыс. грн следует отдать 5,4 млн человек. Значит, Азарову, Тигипко и Арбузову придется где-то отыскать 5,4 млрд грн.
Вторая — с мая текущего года должна начать работать программа ипотечного кредитования «Доступное жилье». Обещано предоставлять гражданам кредиты по ставке 2–3% годовых на 10–15 лет.
Сложно оспорить утверждение Януковича о том, что реализация этой инициативы «позволит загрузить строительные компании, создать новые рабочие места, поднять уровень производства строительных материалов, увеличить спрос на металлопродукцию на внутреннем рынке». Но сложнее ответить на вопрос: каким образом при средних по рынку годовых депозитных ставках на уровне 15–16%, можно будет выдавать кредиты под 2–3%? За счет каких источников будут компенсироваться убытки банков? Охотно ли фин-учреждения станут кредитовать покупку жилья, учитывая необязательность украинской власти в деле погашения компенсаций от участия в реализации социальных инициатив государства?
Третья — с 1 июля обещано повысить пенсию военнослужащим на 165 грн. А участникам войны запланировано увеличить доплату в мае (наверное, по случаю Дня Победы) на 50%. Плюс к этому пенсия членов семей инвалидов войны в этом году должна вырасти на 117 грн (с 1 мая). Комментировать эту инициативу очень сложно. С одной стороны, речь идет о людях, которые натерпелись в своей жизни такого, что это ничем невозможно компенсировать. С другой — предположительный дефицит бюджета Пенсионного фонда и так составляет 58 млрд грн. Источники его покрытия скрыты пеленой тумана.
Четвертая — ожидается поэтапное повышение помощи малообеспеченным семьям до уровня прожиточного минимума. Если критически отнестись к этому предложению, то можно прослыть циником. Но если же задуматься об источниках средств, необходимых для его реализации, то.
Кроме перечисленных был еще ряд инициатив, связанных с пенсионерами, шахтерами. Своеобразную версию относительно источников выполнения обещаний главы государства дала заместитель руководителя его администрации Ирина Акимова: «Ускорение экономического роста в первом квартале даст возможность пересмотреть доходную, а следовательно, расходную части государственного бюджета». Все бы ничего, да статистика говорит о затухании в Украине темпов роста ВВП. Большинство экспертов, оценивая социальные инициативы Януковича, проявили трезвый подход и заявили, что в текущих условиях они вряд ли реализуемы. Сделаю одну поправку: проекты не будут реализованы, если не задействовать механизм внешних заимствований, либо если не включать печатный станок, расположенный на Банкнотно-монетном дворе НБУ.
Звериный оскал капитализма
В этой связи аналитики стали проводить аналогии с Грецией. Не могу полностью согласиться с таким подходом, потому что ситуация не идентична. Сложно сказать, где проблемы глубже и острее. Просто они разные, как и причины их возникновения. Ведь в Греции остро стоял вопрос гигантского внешнего долга. А Украине иностранные кредиторы не дадут ни цента из необходимых $2 млрд для выполнения предвыборно-социальных инициатив Партии регионов. То есть проблема внешнего долга не усугубится. Как и не приблизится дефолт. Другое дело, что отношения официального Киева со своим главным кредитором МВФ могут существенно осложниться. Ведь Фонд давно и настойчиво декларирует диаметрально противоположные озвученным гарантом инициативы.
Кстати, не стоит забывать, что в отношениях с Международным валютным фондом у нашей страны есть два аспекта: получение кредитов по ранее одобренным программам и решение вопроса с возвратом Украиной в текущем году долга в $2,3 млрд. Николай Азаров уже непрозрачно намекнул на желательность его пролонгации. Успешность обоих направлений теперь вызывает сомнения. О греческих проблемах. В результате добровольно-принудительного обмена, завершившегося 8 марта, 96% держателей облигаций на сумму 177 млрд евро, выпущенных в соответствии с греческим правом, согласились потерять около 53% своих вложений. Этим «перспективы» не ограничиваются, ибо доходность новых ценных бумаг (на которые обменяли старые) такова, что общие потери частных инвесторов, имевших неосторожность приобрести ценные бумаги греческого правительства, составит около 73% от суммы вложенных денег.
И я бы не спешил злорадствовать. Дело в том, что нормативные документы ЕС в сфере финансов предписывают банкам и инвестфондам в обязательном порядке формировать резервы, в том числе за счет государственных облигаций стран — членов Евросоюза. Рынок долговых обязательств ЕС не сопоставим по объему с соответствующим рынком США или Японии. Понятно, что гособлигаций Германии или Австрии не хватало для формирования резервов банков и инвестфондов, многие вынуждены были покупать бонды Греции, Португалии, Испании. Речь идет не только о беспечности инвесторов, но и о порочности действующих в ЕС финансовых правил. Что говорить, если, согласно главному финансовому документу ЕС — Маастрихтским соглашениям, дефицит госбюджета стран еврозоны не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг не может быть больше 60% ВВП. Но этим критериям не удовлетворяют даже Франция (дефицит бюджета 5,7%) и Германия (размер госдолга составляет почти 82% ВВП). А государства — члены ЕС, которые не нарушают положения документа, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Более того, беспечность еврочиновников от финансов поражает: оказывается, еще при вступлении в зону обращения евро (в 2001 году) Афины сфальсифицировали финансовую и бюджетную отчетность. Дикость? Да. Но как же хороши хваленые евробюрократы, если они не разглядели липу! Выяснилось, что в 2001-м, когда Греция вступала в еврозону, банк Goldman Sachs помог ее правительству незаметно для посторонних глаз на бумаге сократить бюджетный дефицит. Пока что Афинам удалось избежать неконтролируемого дефолта. Однако что делать с гособлигациями, выпущенными в соответствии с иностранным правом? А ведь речь идет о 173 млрд евро. Украине столько не занять!
Печальное сходство
От отличий перейдем к сходству ситуаций в Украине и Греции. Одна из причин того, что греки докатились до такой жизни, — хронически полуторадесятилетняя популистская позиция правительств. Разве могла себе позволить одна из слабейших в экономическом плане стран Евросоюза среднюю зарплату в 2 тыс. евро и среднюю пенсию в 1 тыс. евро? Разве могло государство, долг которого в разы превышал ВВП, гарантировать чиновникам (а таковых в Греции едва ли не 50% трудоспособного населения) выплату не только 13-й, но и 14-й зарплаты?
Еще раз подчеркну: в Греции социальный популизм в гипертрофированной форме был возможен преимущественно за счет внешних заимствований. Украине денег на это внешние кредиторы не дадут. Но у нас, в отличие от балканского государства, есть своеобразное «преимущество», пишет ВВ. Если Греция, в силу вхождения в зону евро, начисто лишена возможности печатать валюту в неограниченном объеме, то Украина это позволить себе может. И если дело дойдет до реализации инициатив президента, о которых говорилось выше, а тем паче, если указанные проекты являются первой ласточкой и за ними последуют аналогичные, то без активной работы печатного станка не обойтись. Последствия этого — инфляция и девальвация.
Скверно и то, что Украина в экономических отношениях между гражданином и государством копирует патерналистскую модель времен СССР. Людям опять дают рыбу, вместо того, чтобы предоставить удочку, при помощи которой граждане должны сами научиться ее ловить. А в придачу наверняка у кое-кого удочку еще и отберут: ведь часть денег, которые понадобятся для реализации инициатив гаранта, можно будет получить благодаря усилению налогового давления на бизнес.
Коментарі - 3