Замминистра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха в пятницу заявил, что Украина как член Европейского энергетического сообщества обязана провести реорганизацию нефтегазового сектора, в частности, разделить «Нафтогаз» на транспортирующую и добывающую компании. При этом он подчеркнул, что правительство поддержит предложение оппозиции по запрету аренды и приватизации ГТС.
Власть поддержит оппозицию?
Дело в том, что ранее правительство предложило свой законопроект, в котором кроме реорганизации «Нафтогаза» также разрешалась аренда газотранспортной системы (ГТС), что необходимо для создания газотранспортного консорциума с Россией. Но оппозиция неоднократно срывала рассмотрение этого законопроекта, поскольку уверена, что передача газовой трубы в бессрочную аренду, по сути, ничем не отличается от продажи. Поэтому реформа долгое время тормозилась.
Оппозиция в лице депутата Верховной рады Юрия Кармазина представила свой законопроект, в котором запрещается приватизация ГТС. Кроме того, депутатским законопроектом запрещается «отчуждение основных фондов и акций государственных предприятий, которые работают с транспортировкой магистральными или распределительными трубопроводами, хранением в подземных газохранилищах».
Россия негодует из-за отказа Украины отдать ей ГТС
«Передача их с баланса на баланс, в концессию, в аренду, лизинг, залог, управление, в уставный фонд других юридических лиц… что может привести к отчуждению основных фондов и акций этих предприятий, а также основных фондов и акций НАК »Нафтогаз Украины«, дочерних и учрежденных ею предприятий, запрещается», — говорится в документе.
В итоге правительство поддержало эту инициативу.
«Министерство и правительство поддерживают предложение господина Кармазина о принятии законопроекта, о внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса именно в редакции господина Кармазина», — сказал Макуха.
На сегодняшний день законодательство Украины запрещает продажу или аренду ГТС страны. Но вопрос об инвестициях в модернизацию ГТС и вопрос о создании газотранспортного консорциума с Россией требовал решения проблемы с приватизацией или арендой ГТС.
Напомним, идея создания консорциума по управлению ГТС с участием России и ЕС давно будоражит власти Украины. Но необходимость вхождения в эту структуру в России стояла под сомнением.
Эксперты уверены, что теперь вопрос о том, стоит ли России инвестировать в модернизацию украинской ГТС, отпал сам собой. «Тем самым Украина дает понять, что она не отдаст трубу России ни при каких условиях. Кому нужно будет вкладываться в трубу, если она не будет в собственности? Никто же не вкладывается в ремонт чужой квартиры. На самом деле Украине надо было давно согласиться на белорусский вариант — 50% продает сейчас и обсуждает вопрос продажи второй половины, тогда она получит газ по внутрироссийским ценам. Если Рада примет этот законопроект, то труба останется ржаветь и дальше», — комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Напомним, что глава российского газового холдинга Алексей Миллер отмечал, что модернизация ГТС Украины требует больших средств — по разным оценкам, от 2–3 до 7–8 миллиардов евро. В январе он и вовсе заявил, что если Украина считает свою ГТС «историческим сокровищем, то, по-видимому, ее место в музее».
Кроме того, по мнению Константина Симонова, после запуска в полном объеме «Южного потока» украинская газотранспортная система просто не будет нужна. Эксперт напомнил, что в прошлом году транзит газа через Украину составил 100 млрд куб. м, тогда как через «Северный поток» и «Южный поток» потенциально можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа.
Клюев спешит на помощь
Еще одни новости пришли из СНБО. Не так давно назначенный руководитель этого органа Андрей Клюев заявил, что он в ближайшее время займется спасением отечественной газотранспортной системы.
«Это вопрос национальной безопасности. Цены на газ, цены на топливо — это очень важные вопросы, и их необходимо рассматривать на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Это будет касаться и ГТС, и внедрения новых технологий энергосбережения, и других вопросов энергетической безопасности», — сказал секретарь СНБО Украины Андрей Клюев.
По мнению Клюева, лучшим вариантом модернизации отечественной ГТС был бы вариант создания трехстороннего консорциума с участием представителей Украины, России и Евросоюза. Но, как известно, против вхождения ЕС выступает Россия.
Коментарі - 2
«через „Северный поток“ и „Южный поток“ ПОТЕНЦИАЛЬНО можно будет экспортировать 118 млрд куб. метров газа» — ЛОЖЬ.
Во-первых: ЕС разрешил использовать Северный поток только на 50% мощности — это 27,5 млрд.куб.м.газа.
news.zn.ua/ECONOMICS/evrokomissiya_zapretila_gazpromu_ispolzovat_severnyy_potok_na_polnuyu_moschnost-98746.html
Во-вторых: Южный поток еще не построен и даже при максимальной загрузке — это 60 млрд. Согласно «третьего энергопакета» ЕС может сделать с Южным тоже что и с Северным потоком — установить доступ к нему других поставщиков газа на уровне в 50%. то есть российского газа по нему пройдет 30 млрд.
вывод — 30+27,5 = 57,5 С учетом введения в эксплуатацию Южного потока в 2015-2018гг. и при том, что потребление газа в ЕС возрастет даже если на 30-50% мы все равно останемся с газом.
а мелочь — а незабываем что денег стоит Южный поток «немерянно», что в нынешней ситуации для ЕС вовсе не под силу, а Россия все сама точно не потянет.