Мінфін - Курси валют України

Встановити
22 лютого 2012, 11:00

Украина и Россия «попали» по-братски

Нынешняя ситуация в Азовском море показывает, что гибель кораблей в ноябре 2007 году в Керченском проливе ничему не научила ни Украину, ни Россию.

После осложнения ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе скопилось около 200 судов. Точную цифру назвать сложно, так как российские МЧС и Минтранс называют одни данные, наши ведомства — другие. На момент сдачи номера Минтранс РФ сообщал о 67 судах, готовых к выходу из азовских портов России и о 35 направляющихся в эти порты, точнее заблокированных во льдах. А за прошедшие после начала ледовой блокады две недели уже на двух судах произошли аварии, пишет ЛигаБизнесИнформ.

Украинские власти о подобных проблемах не сообщали, по крайней мере ни одно судно не попало в ледовую блокаду. Видимо потому, что Мариупольский и Бердянский порты обрабатывают морские суда, а мелководные российские азовские порты — суда «река-море». Судя по официальным заявлениям Мининфраструктуры, проблемы с судоходством через Керченский пролив были лишь 6-7 февраля, когда скорость ветра достигала 32 м/с. 2 февраля единственный украинский ледокол «Капитан Белоусов» вывел из Мариуполя караван из семи судов, а до Керченского пролива они дошли только к 8 февраля. И, по состоянию на вечер 14 февраля через пролив в Черное море было проведено всего три судна. Сейчас в Мариуполе у причалов ожидают возвращение ледокола еще семь судов, в Бердянском порту — три судна. Еще 12 судов назначением в Мариуполь и четыре в Бердянск ожидают проводки в южной части Керченского пролива.

Все это заставляет задаться вопросом, почему морозная зима всегда приводит к чрезвычайным ситуациям на Азове. Во-первых, единственный украинский ледокол на Азове — «Капитан Белоусов» — не способен справится с одновременной проводкой судов на подходах к Мариупольскому порту, в Азовском море и Керченском проливе. В 2004 году в Николаеве был заложен новый ледокол, но он так и не был построен. Тогда как «Капитан Белоусов» имеет возраст 57 лет и если он выйдет из строя, то Мариупольский и Бердянский порты в зимнее время просто станут. Еще один момент — в самой сложной ситуации оказались суда «река-море». Особенно группа из 14 судов дрейфующая в западной части Азовского моря в 50-60 км восточнее Арабатской стрелки. На момент сдачи номера практически на всех судах закончилось топливо, вода и провизия. Но «Капитан Белоусов» является линейным ледоколом с осадкой до 7 м и в эту часть моря он просто не может зайти из-за небольших глубин. У России на Азове есть четыре ледокола с осадкой до 2,9 м, но они пока на помощь украинским судам не спешат.

Во-вторых, ни у нас, ни у РФ нормально не организована ледовая разведка. Поэтому ледоколу приходится бросать караван, разведывать ледовую обстановку, возвращаться и только затем проводить судно. Затраты по времени и по топливу несопоставимы с тем, если бы это делалось с помощью вертолета. Кстати, вертолеты в регионе есть (правда, российские), но они больше заняты платным спасением: МЧС России отказывается бесплатно помогать судам с доставкой воды и продуктов, и просит порядка $4 тыс. за летный час МИ-8. Хотя экипаж могут снять и бесплатно, если судно подаст сигнал SOS. Для сравнения: сейчас стоимость аренды вертолета у российских частных компаний составляет $1,5 тыс. в час.

В-третьих, службы регулирования движения судов обеих стран должны были дать рекомендации судам «река-море» не входить в Азовское море, а капитаны портов запретить их выход в море. Но в регионе отсутствует система оперативного управления и координации судопотоков. Ни украинские, ни российские морские власти не имеют технической возможности осуществлять мониторинг акватории Азовского моря. Значительная часть прибрежной береговой зоны в Азовском море относится к украинской территории и эта часть с берега не покрывается необходимой радиосетью для отслеживания за движением судов.

Коментарі - 1

+
0
Александр Воробьев
Александр Воробьев
22 лютого 2012, 12:03
#
Бардак, как и по всей стране — ничего нового.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися