После обещания греческого правительства снизить свои расходы более чем на 320 млн евро в год население страны опять вышло на массовые забастовки, а Европа заявила, что этого недостаточно, пишет Главред.
Переговоры в Афинах, похоже, станут самой главной новостью на континенте в этом году. Если в прошлом феврале все говорили об арабских революциях, то сейчас на слуху только долги и демонстрации. Через несколько недель Афины будут вынуждены отдать более 14 млрд евро на обслуживание своих обязательств. Кроме того, Греция активно добивается выделения ей нового транша кредита от международных ассоциаций и других членов ЕС. При этом ей уже не раз заявляли, что выделение 130 млрд евро не привело к улучшению экономической ситуации, и теперь новых денег не дадут, пока правительство Лукаса Пападимоса не примет достаточно жесткие меры в экономике и социальном обеспечении для покрытия растущего государственного долга страны. Сейчас судьба почти всех государств Еврозоны будет зависеть от того, смогут ли Афины провести нужные реформы и убедят ли инвесторов в том, что в их экономику можно вкладывать деньги.
И в этом вопросе Греция должна будет в 2012 году действовать самостоятельно. Ведь сейчас главные страны ЕС заняты предвыборной борьбой либо убеждением своих избирателей в том, как важно сейчас сохранить единую валюту. Кроме того, греческий кризис расколол ЕС на несколько лагерей, которые только начинают договариваться, и потому кризис в одной, даже такой важной стране, станет не таким популярным. В марте страны Европы начнут составлять текст нового соглашения по экономическому единству.
Из-за океана пока также не стоит рассчитывать на помощь, в США, которые вносят самый большой вклад в фонды МВФ, проходят президентские выборы, и те суммы, которые будут использованы в ходе кампаний, ограничат всю внешнеэкономическую деятельность страны. Наконец, сейчас американцев будет больше волновать их собственный государственный долг, с которым нужно что-то делать.
Сама страна должна решить, на что она готова пойти, чтобы сохранить своё положение в союзе. Так как идея провести дефолт и отделение от единого экономического пространства может привести к распаду самого Союза, но также и полностью обвалить экономику страны, отбросив её в развитии.
Единства нет
Договор от 7 декабря 2011 года должен был создать большее единство в Союзе, но оказалось, что далеко не все его члены хотят соблюдать новые положения европейской конституции. Текст договора ещё даже не создан, а Великобритания, Венгрия и ещё несколько стран Союза уже заявили, что не будут его ратифицировать.
На конференции в Брюсселе инициаторы нового договора Франция и Германия, казалось, предусмотрели внутреннюю оппозицию в Союзе. С самого начала подразумевалось, что документ не будет выноситься на референдум в странах-членах Союза. Ранее таким же образом был принят Лиссабонский договор, который заменил конституцию ЕС. С другой стороны, Берлин и Париж осознавали, что пришло время двинуть вперёд процесс интеграции в ЕС. До этого пример Греции показывал, что отдельные страны легко могли обманывать центральные власти в Брюсселе и присылать им неправдивые данные.
Но в ходе переговоров премьер-министр Англии Дэвид Кэмерон заявил, что его страна не может себе позволить так ограничить свои финансовые центры и подчинить их Брюсселю. Это будет означать, что Британии лучше отказаться от стабильного фунта и перейти на евро. В стране его поддерживает большинство населения, ведь переход на единую валюту будет означать значительное усиление налогового бремени. Раньше Британия могла оставаться в стороне от кризисного Союза и не передавать свои финансы в помощь пострадавшим странам. Теперь же формирование доходной части её бюджета может контролироваться с материка, что повлечёт за собой более устойчивое вмешательство в кризис.
Союзницей Лондона сразу стала Венгрия, которая также не хочет платить за промахи в чужой стране. Ведь Греция пока не показала особого усердия в процессе уменьшения своего долга в 320 млрд долларов. Потому Будапешт открыто заявил, что не хочет терять экономическую независимость.
С другой стороны, многие сейчас ждут активных действий от нового главы ЕЦБ Марио Драги. Он занял пост Жана Клода Трише, когда популярность последнего была почти на нуле. Политики и простые европейцы обвиняют его в том, что он постепенно накачивал Грецию и другие проблемные страны деньгами из общих фондов ЕС в надежде, что они начнут реформы в ближайшее время, но этого не случилось. Теперь же и Драги не демонстрирует своего рвения в решении опасных проблем, ведь его ведомство сейчас ограничено в средствах.
Реформ не будет
Постепенно всем становится понятно, что Афины сами должны сделать первый шаг в своём экономическом выздоровлении. Но при этом само правительство Пападимоса не спешит вести новую линию в экономике. Ведь сейчас все политики ждут новых парламентских выборов. Теперешнее правительство только временное после громкой отставки Георгиуса Папандреу и должно сложить свои полномочия до конца весны 2012 года.
Потому сейчас ни один политик не захочет уменьшать социальные выплаты или повышать налоги. По данным Bloomberg, отвергнутые ЕС предложения заключаются в урезании расходов на 300 млн. евро в этом году. При таких темпах к 2020 году страна снизит свой государственный долг с 157% до 120% ВВП, что не может не беспокоить Брюссель.
По словам министра финансов Греции Евангелоса Винизелоса, сейчас политик, который согласится на все условия ЕС, будет обречён на непопулярность. С другой стороны, к 20 марта страна должна выплатить 14,5 млрд евро по самым главным долгам, а без сокращения расходов этого не сделать.
Сейчас страна повторяет путь Португалии, жившей почти полгода без правительства, которое ушло в отставку, не решившись на реформы в экономике. Теперь никто не может гарантировать, что новый глава страны захочет идти на уменьшение доходов населения. Потому сейчас никто не уверен, что Афины будут проводить реформы. Хотя в самой Греции признают, что тянут Союз назад в кризис. В начале 2011 года все надеялись, что Европа преодолела кризис и теперь будет развиваться быстрыми темпами. Ведь её совокупный ВВП в прошлом году составил более 3%, что было обнадёживающим показателем. Теперь же прогнозы на 2012 год не поднимаются выше 1%, и это в лучшем случае.
Уйти или остаться
С самого начала кризиса в Европе появились голоса о том, что греков надо исключить из зоны единой валюты и вернуть им драхму. Ведь они сами залезли в такие долги и скрывали информацию от центрального правительства.
В 2012 году такие требования станут только более настойчивыми. При этом многие понимают, что исключение Греции из еврозоны сразу повлечёт массовый отток капиталов из экономики страны. На границе с Союзом возникнет государство в состоянии дефолта. При этом непонятно, что делать с членством Афин в самом Союзе, ведь оно основано на единой валюте, но и механизма выхода из ЕС пока нет. Многие эксперты боятся, что в случае создания прецедента никто не помешает большим странам выбросить более слабых, чтобы очистить экономическую ситуацию в Европе. Но тогда уже никто не будет говорить о политическом единстве континента.
Такой сценарий рано или поздно приведёт к тому, что Союз окажется на грани распада. Потому, по мнению аналитиков Совета по внешней безопасности, Европа будет тянуть своего неудачливого побратима до последнего. Хотя без улучшения экономической ситуации в будущем Союз окажется в затяжной рецессии, и у него не хватит денег помогать кому-либо.
12 лютого 2012, 14:50
Греческий кризис: выживет ли Евросоюз в 2012 году?
Читайте также: ЕС постигнет участь СССР
Коментарі