В Украине могло бы быть несколько направлений интеграции в европейское образовательное пространство. Понятно, что на сегодня мы не обеспечим ни одного из них, однако сделать определенные шаги в этом направлении можем. Об этом в своей статье для пишет доктор философских наук, профессор (Национальный университет «Острожская академия») Петр Кралюк, пишет Зеркало недели.Предоставление высшим школам реальной автономии — она должна касаться как финансовой сферы, так и учебного процесса.
По его мнению, могло бы быть несколько направлений такой интеграции. Во-первых, необходимо реализовать принципиальное требование Болонского процесса, предусматривающее мобильность преподавателей и студентов. Так, в странах Евросоюза уже стала традиционной практика, когда студент один семестр или даже один год учится в другом университете. Для этого разработаны специальные механизмы, в частности стипендиальные программы. У нас же таких механизмов нет — не только для обучения студентов за рубежом, но даже внутри страны.
Украинское высшее образование: направления интеграции в европейское пространство
«Что касается мобильности преподавателей, то в странах Евросоюза приветствуют привлечение к учебному процессу зарубежных специалистов, — рассказывает автор. — Например, считается желательным участие иностранных ученых при защите диссертационных работ. У нас же сделать это практически невозможно, поскольку сформирована сложная процедура нострификации дипломов о высшем образовании, а особенно докторских дипломов».
Во-вторых, предоставление высшим школам реальной автономии — она должна касаться как финансовой сферы, так и учебного процесса. При этом нужно отказаться от мелочного регламентирования жизни высших школ, предоставив им возможность гибко реагировать на вызовы, существующие на рынке труда. Основным критерием оценки высшего учебного заведения должны стать не показатели, которые в основном носят количественный и формальный характер (число студентов, количество преподавателей с научными степенями, количество специализированных ученых советов и т.д.), а качество подготовки выпускников того или другого университета, их конкурентоспособность на рынке труда. При этом желательно, чтобы оценка качества образования выпускников определялась не только государственными, но и общественными учреждениями.
В-третьих, должен состояться процесс приобщения высшего образования к гражданскому обществу. «У нас существуют разные общественные образовательные организации — учителей, преподавателей, студентов. Однако, как когда-то в СССР на общественные организации смотрели как на приводные ремни КПСС, так и теперь у нас на них смотрят как на приводные ремни государственных учреждений», — отмечает Кралюк
В такой ситуации теряет смысл функционирование образовательных общественных организаций, как, например, советы ректоров или студенческие союзы. Они просто озвучивают волю образовательного министерства. В то время как на Западе общественные организации являются не только самостоятельными, но и имеют широкие права. Например, в Германии именно студенческие союзы предоставляют стипендии, определяют льготы для студентов, поселяют в общежития и даже содержат студенческие столовые. Для нас, конечно, это выглядит как фантастика.
Коментарі