Распродав почти все наиболее значимые государственные предприятия, власти Украины решили продлить приватизацию за счет объектов, входящих в запрещенный список. По словам главы Фонда государственного имущества (ФГИ) Владимира Рябченко, из перечня запрещенных к приватизации объектов планируется исключить около 700 предприятий различных отраслей. В список разрешенных к приватизации предприятий может войти ряд «интересных» объектов, однако, в основном это мелкие и средние предприятия, род деятельности которых не представляет особого интереса потенциальным инвесторам. Впрочем, если рассмотреть эти объекты под другим углом, они могут оказаться весьма привлекательными из-за своих площадей и мест расположения, пишет Дело.
Прощание с гигантами
С начала года в частную собственность ушли такие крупные объекты, как «Международные авиалинии Украины» (был продан государственный пакет акций) и «Укртелеком». После этого власти приступили к подготовке продажи 11 энергетических компаний (2 тепловых генерирующих и 9 энергоснабжающих компании), от приватизации которых государство планирует получить 6 млрд грн. Вероятней всего вместе с ними будут проданы и угольные шахты, которые находятся в государственной собственности. Сегодня этот вопрос активно изучают в профильном министерстве. По всей видимости, в этом году все-таки будет поставлена точка в приватизации Одесского припортового завода и Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд. Президент Виктор Янукович в конце прошлого года своим указом разрешил приватизировать эти объекты. Похоже, не избежать продажи и «титану» украинского энергетического машиностроения — «Турбоатому». Хотя тот же Рябченко заявлял, что Украина не будет продавать «Турбоатом», поскольку он «был, есть и будет прибыльным предприятием». Но надо понимать, что руководит процессом не Рябченко.
Запрещенный список
Список предприятий, которые будут исключены из перечня запрещенных к приватизации объектов, сегодня еще формируется. Как сообщили «Делу» в Фонде госимущества, в работе над этим списком принимают участие почти все министерства и ведомства, поскольку большинство предприятий из запрещенного перечня подчинены им, а не Фонду. В частности, ФГИ включил в этот список только 3 предприятия – ОАО «Укрцинк» (Константиновка, Донецкая область), ОАО «Черкасский приборостроительный завод» (Черкассы) и ОАО «Химтекстильмаш» (Чернигов). Впрочем, Рябченко уже озвучил отрасли, которые могут послужить источником для продолжения приватизации. «Это предприятия авиастроения, Национального космического агентства, соледобывающие, вино-водочные, по производству и ремонту железнодорожной техники, ряд предприятий оборонного заказа», — сказал Рябченко. Источник в Фонде рассказал нам, что в списке исключенных из перечня запрещенных к приватизации объектов «интересными» будут несколько десятков предприятий. Остальные не столь значительны, однако теоретически они могут принести внушительные средства в бюджет страны за счет земельных участков, на которых расположены. Многие объекты находятся в центральной части крупнейших городов страны и Крыму.
По словам эксперта Института экономических исследований и политических консультаций Катерины Куценко, наиболее интересные предприятия, которые могут войти в разрешенный список – это харьковский завод «Электротяжмаш», завод им. Малышева, предприятия авиационной промышленности, включая госпредприятие «Антонов».
Управляющий директор компании Dragon Capital Андрей Беспятов добавил к этому списку госпредприятие Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря-Машпроект», государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное», работающее в ракетно-космической отрасли, и компании занимающиеся добычей и разведкой нефтегазовых месторождений в стране – Укргаздобыча и Черноморнефтегаз. При этом он отметил, что приватизация этих объектов это вопрос дальней перспективы.
Какие компании были приватизированы в 2011 году
«Это стратегические предприятия, связанные с оборонным комплексом, с безопасностью страны. В разных странах частично в этой сфере задействованы частные компании. Но я думаю, что государство будет решать этот вопрос не сегодня и не завтра», — сказал Беспятов.
По мнению партнера юридической компании Agreca Марины Шарапы, возможно, из запрещенного списка исключат и морские порты. «Но дело в том, что порты выставить на продажу просто так не получится. Есть имущество и функции, которые объективно не могут быть приватизированы. Порт, в частности, обеспечивает безопасность судоходства. Поэтому прежде чем порт выставить на приватизацию, необходимо провести реорганизацию и разделить то имущество, которое может быть передано в частную собственность», — отметила юрист, чья компания участвовала в приватизации многих крупных промышленных объектов.
Эксперт Центра исследований армии, конверсии и вооружения Сергей Згурец уверен, что власти также разрешат приватизировать крымский судостроительный завод «Море», который выполняет заказы по строительству кораблей на воздушной подушке и подводных крыльях. «Этот завод строит уникальные корабли, в частности, для Китая», — сказал эксперт.
Закулисные игры
Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что в приватизации объектов из запрещенного списка, прежде всего, заинтересованы отечественные и российские компании.
«Приватизация этих объектов рассчитана исключительно на внутренних и российских инвесторов», — считает Катерина Куценко.
Более категоричен Сергей Згурец. «Эти вещи инициируются закулисными игроками большого формата. Скажем так, представляющие российские интересы. Россиянам важно получить авиастроительные и судостроительные мощности Украины», — считает эксперт.
По словам директора Черкасского приборостроительного завода Владимира Соломко, до кризиса управляемое им предприятие оценивалось в 350-400 млн грн.
«Тогда его хотели купить Порошенко и Васадзе, чтобы производить комплектующие для автомобилей», — сказал он. Теперь же объектом заинтересовались российские компании. «Нами уже заинтересовались Уральский оптико-механический завод и Курганский автобусный завод. Думаю, из серьезных покупателей нашего завода могут быть только россияне», — рассказал Соломко.
А вот в приватизации вагоноремонтных мощностей больше заинтересованы украинские компании. «Вагоноремонтные предприятия могут быть интересны компаниям, которые владеют большим вагонным парком, занимаются железнодорожной логистикой. Это могут быть и вагоностроители, которые хотят увеличить свое влияние на рынке, это могут быть и транспортные компании, которым нужна ремонтная база, и, безусловно, это могут быть крупные вертикальные холдинги», — считает Андрей Беспятов.
Мал золотник, да дорог
Не менее интересно обстоит ситуация с мелкими и средними объектами, которые планируется вывести из списка запрещенных к приватизации предприятий. По словам Сергея Згуреца, предприятия, расположенные в Киеве, Киевской области, Крыму, а также в центральной части крупных городов Украины могут представлять значительный интерес для застройщиков.
«Территории предприятия, тот же киевский Арсенал и мотоциклетный завод с точки зрения строительства жилой и коммерческой недвижимости очень интересны строительным компаниям», — считает он.
Согласна с ним и Марина Шарапа, которая отмечает, что в собственности государства находится очень много научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые уже не решают никаких задач, и расположены на лакомых земельных участках.
Эксперты сходятся во мнении, что если приватизировать такие объекты по рыночной стоимости участков, на которых они расположены, государство может получить средств не меньше, чем от приватизации крупных промышленных объектов.
Коментарі