Газпром, монопольный экспортёр российского газа и один из главных доноров прочно сидящего на сырьевой игле российского бюджета, весь 2011 год вёл отчаянный торг со своими европейскими покупателями: на кону схема ценообразования, с одной стороны, и доступ к конечным потребителям — с другой, пишет Рейтер.
Пока Евросоюз ведёт против Газпрома антимонопольное расследование, а немецкая RWE прекратила с ним переговоры о создании совместного предприятия в электроэнергетике Европы, российский газовый гигант заявил, что присматривается к 3-5 проектам в Баварии.
Беспокойство ЕС относительно желания российского монополиста приблизиться к конечным потребителям газа и электричества в Европе не мешает думать о возможном сотрудничестве с ним в электроэнергетике и французским EDF и GDF Suez.Газпром хочет получить доступ к конечным потребителям газа в ЕС и торговать в розницу не только газом, но и электроэнергией, единственный путь к этому — расширить спотовые продажи не менее чем вдвое.
На поставки в Европу приходится около 80 процентов экспортных объёмов Газпрома, которые, в свою очередь, обеспечивают четверть европейских потребителей. Компания планирует увеличить продажи газа в Европу в 2012 году до 164 миллиардов кубометров со 151-152 миллиардов, ожидаемых в 2011 году.
Однако действительность может оказаться иной: европейцы не хотят платить за российский газ цену выше, чем на биржевом рынке. Так, на биржах CEGH и EEХ котировки в первой половине декабря в пересчёте из британских тепловых единиц (MMbtu) находились на уровне $336 за 1.000 кубических метров газа, а средняя цена Газпрома в ноябре составила — $440 за 1.000 кубометров.
Конкуренция с более дешёвыми спотовыми поставками привела к сокращению в 2010 году российского газового экспорта в Европу на 1 процент при росте потребления почти на 5 процентов. Реакция не была скорой: Газпром, год назад впервые признавшийся, что спотовые продажи в его портфеле все-таки есть, лишь недавно сообщил о продажах по биржевым котировкам около 7 процентов экспортируемого в Европу «национального достояния».
Что ждет Газпром в 2012 году?
«Во второй половине года российский газ сильно подорожал, и экспорт Газпрома стал сокращаться. Я думаю, руководство компании перестало рассчитывать на то, что ситуация выправится сама собой», — объяснил неожиданную уступчивость Газпрома Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.
ВРЕМЕННАЯ МЕРА?
Монополия объявила, что доля спотовых сделок будет расти и дальше — в 2012 году, однако в ноябре в меморандуме к выпуску евробондов Газпром признался, что считает расширение спота в экспорте вынужденной и временной мерой и планирует вернуться к своим излюбленным долгосрочным контрактам, как только исчезнет ценовой разрыв между этими двумя схемами продаж.
«Насчёт временных уступок можно привести хорошие слова: нет ничего более постоянного, чем временное», — иронизирует Корчемкин.
Он уверен, что отсутствие спотовой привязки в действующей формуле цены на российский газ сделает невозможным продление целого ряда контрактов Газпрома, как это случилось с истекшими сделками с Хорватией и Турцией.
Если Газпром хочет получить доступ к конечным потребителям газа в ЕС и торговать в розницу не только газом, но и электроэнергией, единственный путь к этому — расширить спотовые продажи не менее чем вдвое, считают аналитики.
Старший аналитик в Societe Generale Тьерри Брос полагает, что доля спота в контрактах Газпрома будет расти, но не превысит 10 процентов.
Для того чтобы вернуть расположение клиентов, Газпрому для начала придется довести долю спота до 15 процентов в продажах в Европе, но это — далеко не предел, считает Андрей Полищук из БКС: «Возможно, Газпрому придется сделать ещё дополнительную скидку для своих основных потребителей (Германии, Франции и Италии), чтобы сохранить свою долю на этих рынках… Я думаю, что Газпрому в долгосрочной перспективе придется придти к привязке большей части своих поставок к спотовому рынку».
Глава польской PGNiG, которая пытается добиться от Газпрома снижения газовых цен через суд, Михаил Шубский сказал недавно в интервью газете Ведомости, что и 15 процентов — недостаточно.
Если 15 процентов экспорта в дальнее зарубежье будет поставляться по спотовым ценам, упущенные доходы Газпрома могут составить около $2,5 миллиарда в год, что снизит экспортную выручку от реализации газа в дальнее зарубежье на 4 процента, подсчитал Полищук.
Это не так уж и много, если вспомнить, что Газпром, как считают аналитики, потеряет от $5 миллиардов после почти двукратного снижения цены на газ для военно-политического союзника РФ — Белоруссии.
СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ
В долгосрочной перспективе рост спотовых продаж улучшит финансовые результаты Газпрома за счёт увеличения поставок газа, оптимистичен Корчемкин.
К тому же цены на свободном рынке газа в Европе сейчас более чем комфортны для Газпрома, подбадривает монополию начальник аналитического отдела инвесткомпании БФА Денис Демин.
«Если ситуация на европейском споте кардинально не изменится, то даже заметное повышение доли спотовых продаж не снизит выручку Газпрома, а, напротив, позволит ему увеличить оборот за счет высоких объемов», — сказал он.
Демин считает, что изменения в европейской ценовой политике Газпрома продиктованы не столько уступчивостью производителя газа, сколько экономической целесообразностью.
«Это является реакцией на естественное развитие мирового рынка газа, который становится все более гибким и постепенно приближается к модели функционирования нефтяного рынка», — считает Демин.
Коментарі