К середине января бензин может подорожать на 15-16 копеек
Степень топливного напряжения
В 2012 году автомобилистам скорее стоит ожидать повышения цен на топливо, нежели их снижения. В этом году розничные цены на топливо в среднем повысились на 30%. Эксперты утверждают, что внешнее влияние на стоимость топлива в новом году может оказать снижение потребления нефти со стороны развитых стран в связи с рецессией и одновременным увеличением добычи нефти. Среди внутренних факторов, по их мнению, повлияет индексация акцизов на топливо, которые с 1 января поднимутся на 16 евро за тонну бензина и 3,7-8 евро за тонну дизеля, а также возможная девальвация гривны, так как основной объем топлива в Украину импортируется.
Ситуация на рынке топлива традиционно является одной из самых острых для семейного бюджета украинцев, так как даже незначительное подорожание заметно сказывается на кошельке семьи. Как выяснил «Минфин», под конец 2011 года средняя цена на бензин А-92 установилась на уровне около 10 грн/л, на А-95 — 10,3 грн/л, на дизель — 9,65 грн/л, на сжиженный газ — на уровне 6 грн/л.
Эксперты не могут определиться с тем, стоит ли в 2012 году ожидать очередного роста цен на бензин, поскольку есть ряд факторов, определяющих ценообразование на рынке нефтепродуктов Украины. Среди них, по мнению научно-технического центра «Психея», и цены на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке, и цены, по которым они импортируются, и спрос внутри страны, и прочие политико-экономические факторы.
Внешний топливный фон
Как рассказал «Минфину» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, в структуре цены нефтепродуктов около 60% составляет цена на нефть, стоимость которой предсказать крайне сложно.
Так, сейчас наблюдаются сложные отношения между Западом и Ираном (четвертый экспортер нефти в мире) из-за его ядерной программы. Также растет напряжение и в соседнем Ираке в дополнение к потере нефти из Сирии и Йемена из-за санкций Запада. В связи с этим могут быть нарушены поставки нефти из этих стран, что может стать очередным источником давления на рынок.
Кроме того, нет гарантий повторения «арабской весны» в других странах со значительными запасами нефти, например, в России, где митинги оппозиции собирают тысячи недовольных, или Казахстане с недавними жестокими расстрелами нефтяников.
С другой стороны экономические проблемы крупнейших потребителей нефти США и Европейского Союза продолжают усугубляться. Таким образом, если ситуация не изменится, со стороны стран с развитой экономикой упадет спрос на топливо, как следствие, снизятся цены на нефть.
Еще одним фактором, который может поспособствовать «охлаждению» цен на нефть, является принятое решение стран Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) об увеличении квоты на ее добычу на 5 млн баррелей в сутки до 30 млн баррелей. В частности, ОПЕК разрешил Ливии повысить суточную добычу до предвоенного уровня (в середине 2012 года ожидается производство 1,6 млн баррелей в сутки).
По мнению руководителя консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, если цена на нефть сохранится на уровне $100-110 за баррель, стоит ожидать, что цены на бензин А-95 останутся на уровне 9,5-10,5 грн/литр.
Внутренний противовес
При этом эксперты уверены, что самую большую роль в формировании цены на бензин и дизтопливо в 2012 году могут сыграть совсем не Тегеран, Вашингтон или Брюссель, а именно украинская власть.
«Сегодня мы видим желание ряда ведомств поправить свои дела путем новых налогов на бензин и дизтопливо. При этом между этими инициативами нет никакой координации, что создает риск резкого возрастания налоговой нагрузки и, как следствие, роста цен на топливо», — отметил Сергей Куюн.
Так, Министерство инфраструктуры в сентябре инициировало повышение акциза на моторный бензин с 182 евро/т до 200 евро/т. Акцизы на дизельное топливо предлагается унифицировать и повысить с 42-90 евро/т до 100 евро/т. Получается парадоксальная ситуация, что на более качественный дизель акциз хотят повысить более чем в 2 раза, на низкокачественный — лишь на $10. Такая инициатива правительства выглядит как отказ от борьбы за качественное горючее.
При этом не стоит забывать, что парламент, согласно положениям Налогового кодекса, уже проиндексировал акцизы на топливо, повысив их с 1 января на 16 евро/т (бензин) и 3,7-8 евро/т (дизель). Правда, эксперты расходятся во мнении, вызовет ли это подорожание. Так, аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь считает, что к середине января бензин подорожает на 15-16 копеек, дизтопливо — на 4-8 копеек. Хотя, Александр Сиренко придерживается другого мнения. «Индексация акцизов на нефтепродукты на 8,9% (на уровень инфляции) с 1 января вряд ли отразится на розничных ценах, учитывая текущие заработки трейдеров», — считает он.
Кроме акцизов, весь 2011 год рынок волновало, введет ли правительство пошлины на импорт нефтепродуктов, чтобы помочь отечественным нефтепереработчикам, которые, по мнению министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, могут обеспечить рынок топливом собственного производства. Этот вопрос до сих пор стоит на повестке дня.
Пускай и под названием «квоты», но желание ограничить поступление импортного топлива у чиновников никуда не делось. «Два процесса идут параллельно, и если будут приняты положительные решения, это вызовет рост на 1,5 грн/л как бензина, так и дизтоплива», — подчеркнул господин Куюн.
В этом случае власть заботится о потребителях в последнюю очередь, пытаясь выдавить из него дополнительные 1,5 грн, поэтому реакция выльется в снижение потребления топлива.
От НБУ зависит цена бензина?
Немаловажным риском также является курс гривны к доллару. Несмотря на постоянные заверения Национального банка Украины (НБУ) в отсутствии предпосылок для девальвации гривны, соответствующие ожидания растут с каждым днем. Кабинет министров заложил в государственном бюджете, принятом Верховной Радой 22 декабря, среднегодовой курс 8 грн/$, но если Нацбанк его отпустит, сразу же повысятся и цены на топливо, так как Украина импортирует значительную часть нефтепродуктов (4,5 млн тонн в 2010 году), за которую приходится платить в долларах и евро.
Газ может испариться
Владельцам автомобилей, использующих сжиженный газ, также нужно готовиться к росту цен. В ноябре Хозяйственный суд Киева обязал компании «Укргаздобыча» и «Укрнефть» (крупнейшие производители сжиженного газа в Украине) выставить на специальный аукцион по продаже газа для потребностей населения весь объем сжиженного газа, который будет произведен в 2012 году. Таким образом, может повториться ситуация майских торгов, когда газ был перепродан не населению, а трейдерам по более высокой цене. В 2011 эта разница составляла около 8 тыс. грн за тонну. Примечательно, что закупками занимались всего 8 компаний, большинство из которых зарегистрировано в одном поселке Высокий Харьковской области. После того, как у «Укргаздобычи» и «Укрнефти» закончился газ для продажи на коммерческих аукционах, таможенная служба начала брать образцы с импортных партий автогаза на границе якобы для борьбы с контрабандой. В итоге у них не осталось выбора, кроме как закупать сжиженный газ у этих «харьковских компаний». Если подобная ситуация повторится, то можно ожидать, что автогаз опять устремится к планке в 7 грн за литр и выше.
Юрий Гончарук
Коментарі