Продажи новых автомобилей впервые с 2009 года наконец-то пошли вверх. Спрос подстегнула активность банков, попытки местных автопроизводителей повысить ввозные пошлины, а также опасения за судьбу гривны, — пишут Андрей Смирнов и Елена Трибушная, сообщает Корреспондент.net.
Продажи новых автомобилей впервые с 2009 года пошли вверх
Автомобиль средней ценой 16,2 тыс. евро, относящийся к гольф-классу или компактным кроссоверам, российского или корейского происхождения, купленный в августе или сентябре.
Таков, по статистике, «портрет» типичной машины, приобретенной в Украине в этом, довольно удачном по итогам продаж, году. Ведь всего за десять месяцев 2011-го дилеры и импортеры продали больше легковых автомобилей, чем за весь прошлый год.
На конец октября из автосалонов в руки и под пятые точки потребителей перекочевало 175 тыс. машин — это почти 40% роста в сравнении с аналогичным периодом 2010-го. А к новогодним праздникам рынок, по словам Ярослава Вовка, директора департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом — НИКО, официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, может и вовсе достигнуть уровня 215-220 тыс. Хотя еще год назад этот показатель был на уровне 160 тыс.
На конец октября из автосалонов в руки и под пятые точки потребителей перекочевало 175 тыс. машин — это почти 40% роста в сравнении с аналогичным периодом 2010-го
Ключевые факторы нынешнего роста — постепенное восстановление спроса после рекордного падения в кризисных 2009-2010 годах и рост темпов кредитования. «В третьем квартале текущего года доля автомобилей, проданных в кредит, составила более 20%, в то время как в 2009-2010 годах этот показатель был в районе 5-9%», — рассказывает Вовк.
Впрочем, говоря о продажах этого года, операторы рынка не светятся от радости, а лишь излучают осторожный оптимизм. Ведь нынешние показатели — это треть от максимального докризисного уровня. В 2008-м, пока самом удачном году за всю историю автопродаж современной Украины, соотечественники приобрели 623 тыс. автомобилей. При этом половина машин были кредитными.
Помня о том золотом времени, дилеры и официальные импортеры надеются, что рост продолжится. А вспоминая время «деревянное» — кризис — и предполагая его повторение в ближайшем будущем, облекают свои надежды в довольно скромные цифры — 20% прироста по итогам следующего года их удовлетворят.
«В бизнес-реалиях нашей страны достаточно тяжело точно спрогнозировать рынок, однако если не будет каких-то кардинальных изменений, он и дальше будет расти», — считает Олесь Шкуратов, директор по маркетингу компании Пежо Украина.
Как грибы после дождя
Если растет рынок в целом, это значит, что растут все. Действительно, по итогам десяти месяцев этого года, по данным компании Торговый дом — НИКО, выросли продажи практически в каждом классе и у большинства марок легковых автомобилей.
Феноменальный плюс — в 150% — продемонстрировал такой нечастый на украинских дорогах класс, как малые купе типа Peugeot RCZ. Чуть худший результат, 123%, показали малыши А-класса, такие как Daewoo Matiz. Третье место в списке самых быстрорастущих подвидов легковых машин с результатом 89% занял класс премиальных люксовых автомобилей, то есть продукция трех брендов — Bentley, Maybach и Rolls-Royce.
Феноменальный плюс — в 150% — продемонстрировал такой нечастый на украинских дорогах класс, как малые купе типа Peugeot RCZ.
Традиционно для Украины среди лидеров роста и обычный премиум-класс. По словам Петра Родняка, директора премиум-брендов компании Виннер Импортс Украина, начиная с марта ежемесячные продажи в этом сегменте составляли 800 машин, а в сентябре и вовсе достигли уровня 940 автомобилей.
Подросли результаты и других классов, исключая лишь Е-класс (седаны типа Hyundai Sonata) и мини-вэны С-класса (яркие представители — Peugeot 3008 или VW Touran) — в этих сегментах количество сделок снизилось.
Подобные итоги доказывают, что украинские покупатели, независимо от толщины кошелька, нарастили некоторый финансовый жирок, который они и сбрасывают в автосалонах.
Впрочем, не стоит обольщаться — Украина не становится страной вечно-черных премиум-«крокодилов» ценой с хороший дом в ближайшем пригороде Киева. Если посмотреть на количество проданных автомобилей, то безусловным лидером как этого, так и всех прошедших лет остается С-класс — машины типа VW Golf, которые занимают едва ли не половину всего рынка.
А вот на второе место в 2011-м взобрались компактные кроссоверы (во главе со своими лидерами Hyundai ix35 и Nissan Qashqai), занимавшие годом ранее лишь третье место в общенациональном рейтинге продаж. В итоге этого спурта на третье место откатился В-класс.
Если посмотреть на количество проданных автомобилей, то безусловным лидером как этого, так и всех прошедших лет остается С-класс — машины типа VW Golf,
И вот этот расклад как раз и дает полную картину предпочтений украинцев. Как только у них появляются возможности, они стремятся сесть за руль хотя бы компактного псевдовнедорожника. А в идеале — купить среднеразмерный кроссовер типа Mitsubishi Pajero Sport: машины такого типа заняли пятое место в итоговом протоколе продаж. Во всех остальных случаях, а таковых большинство, автолюбители Украины предпочтут самый сбалансированный по потребительским свойствам гольф-класс.
В этом украинцы похожи и одновременно отличны от европейцев. По словам Лоика Сибрака, директора Ситроен Украина, лидеры продаж Старого Света — это тоже автомобили типа Гольфа. Но на втором месте по итогам девяти месяцев 2011-го в Европе стоит В-класс. И, в отличие от восточных хозяев Евро-2012, склонных к покупке больших автомобилей, на западе континента другой тренд — минимализм.
Француз рисует потрет типичной евролегковушки: маленькая (экономит место на парковке, мобильная в городе), экономная при эксплуатации (дизель + МКПП) и экологичная. К примеру, доля продаж дизельных автомобилей в странах ЕС, по данным Сибрака, составляет 60% от общего числа. В Украине же легковые машины на тяжелом топливе покупают лишь в 11% случаев.
Корейский дракон и японское цунами
Еще один итог нынешнего года — то, что на второе место по продажам среди брендов взобралась компания Hyundai. В прошлом году по итогам десяти месяцев она еще была третьей, пропуская вперед традиционную лидирующую пару — российский ВАЗ и украинский ЗАЗ. Но теперь отечественная марка откатилась на третью ступень.
На конец октября 2011-го Hyundai продал 18,7 тыс. машин — это лишь на 5,5 тыс. меньше, чем у получившего золото ВАЗа, и на 2 тыс. меньше, чем результат ЗАЗа.
Еще один итог нынешнего года — то, что на второе место по продажам среди брендов взобралась компания Hyundai.
Для успеха Hyundai достаточно было нарастить продажи на 69% в сравнении с десятью месяцами прошлого года. Отличный результат принес старт производства в Санкт-Петербурге нового поколения Accent. Этот относительно доступный автомобиль стал лидером своего С-класса среди иностранных, то есть не российских и не украинских брендов: 4,9 тыс. проданных за десять месяцев автомобилей против 4,4 тыс. у идущего за ним Renault Logan. В своих классах лидируют хюндайские Sonata и кроссоверы ix35 и Santa Fe.
Однако не корейцы показали самый большой прирост продаж. Если отбросить бренды, которые фактически появились на рынке лишь в этом году, то лучше остальных, если сравнивать нынешние десять месяцев с аналогичным периодом прошлого года, прибавил Citroen — плюс 568%. В список прочих чемпионов, сделавших более 100% прибавки, нашлось место (в порядке убывания результатов) для Peugeot, Mini, Volvo и Daewoo, VW, а также Opel.
«Удачливее были те компании, которые предвидели рост рынка и обеспечили свои дилерские сети должным количеством автомобилей», — уверен Андрей Нестеренко, генеральный директор Ниссан Мотор Украина, чья компания нарастила продажи на 67% для Nissan и на 17% для люксового бренда Infiniti.
В список прочих чемпионов, сделавших более 100% прибавки, нашлось место (в порядке убывания результатов) для Peugeot, Mini, Volvo и Daewoo, VW, а также Opel.
Однако не все на рынке росли. Если отбросить явно экзотические марки, то сильнее других сдали свои позиции китайский Chery, целый букет итальянцев — Alfa Romeo, Lancia и Maserati, а также японские Mazda и Acura.
К слову, для японцев год был тяжелым — многие бренды этой могучей автомобильной державы понесли потери в продажах. Одна из ключевых причин — землетрясение и цунами, от последствий которых местные производители только начинают отходить.
Впрочем, напоминает Нестеренко, этот форс-мажор повлиял и на европейских и американских производителей, которые на некоторое время лишились запчастей и автокомпонентов, выпускавшихся на заводах Страны восходящего солнца. К примеру, Peugeot, обновив модель 308, не смогла сразу комплектовать машины, поставляемые в Украину, новыми АКПП из-за сложностей, возникшей у производителя трансмиссии — японской компании Aisin.
Факторы роста
Самым успешным периодом в продажах в этом году, по словам Вовка, стал третий квартал. За каждый из его месяцев — июль, август и сентябрь — в руки клиентов попадало более 20 тыс. новых машин при среднем значении 17,5 тыс. Таких высоких показателей в стране не было уже два с половиной года.
Фактором, повлиявшим на этот результат, стала, как выразился Вовк, информационная конъюнктура. Речь идет, прежде всего, о слухах по поводу возможного введения дополнительных пошлин на импортные автомобили. Украинские производители как раз в тот период предложили поднять их на четыре года на 40% для машин с самыми массовыми двигателями — объемом от 1,0 л до 2,2 л.
Еще один информфактор — новости о высокой вероятности дефолта США и неприятностях в еврозоне, которые снизили доверие украинцев к доллару и евро
Еще один информфактор — новости о высокой вероятности дефолта США и неприятностях в еврозоне, которые снизили доверие украинцев к доллару и евро. Это заставило жителей Украины конвертировать свои валютные сбережения в товары, в том числе и в автомобили.
Впрочем, главным по степени влияния фактором на рынке автомобилей стало посткризисное восстановление покупательной способности населения.
Был и другой тренд, значительно повлиявший на итоги всего года. Создали его банки и другие финансовые структуры, вернувшиеся к практике почти доступного и едва ли не массового автокредитования и лизинга.
Займы на покупку машин всегда были одним из самых популярных видов кредитов, поэтому именно с данного сегмента началось восстановление кредитования физических лиц в 2010 году, достигшее пика в нынешнем. «Основной источник дохода для банков — это кредитный портфель, — объясняет Любовь Сыроватская, начальник управления массового рынка UniCredit Bank. — И как только рынок оживился, банки также возобновили активное кредитование».
Займы на покупку машин всегда были одним из самых популярных видов кредитов, поэтому именно с данного сегмента началось восстановление кредитования физических лиц в 2010 году, достигшее пика в нынешнем
В борьбе за клиента, рассказывает Корреспонденту Александр Седых, финансовый директор компании Простобанк Консалтинг, банкиры предлагали все более выгодные условия, а в борьбу за кошельки обывателей включались новые игроки.
В течение всего года процентные ставки по кредитам постепенно снижались, а сроки кредитования удлинялись, все больше приближаясь к докризисным условиям, считает Йозеф Граф, генеральный директор Порше Лизинг Украина.
За девять месяцев 2011 года средняя эффективная ставка по автокредитам упала на 3,2% — до 15,9% годовых, подсчитали аналитики Простобанк Консалтинг. При этом больше всего подешевели займы сроком на год, реальные ставки по которым в среднем и так ниже, чем по другим срокам, — около 14%. Количество кредитующих банков за 2011-й выросло в полтора раза — до 35 финучреждений.
Однако на подобные меры пошли далеко не все игроки рынка. «Не все [банки] учли печальный опыт кризисных 2008-2009 годов, но самые крупные игроки на рынке все-таки действуют еще очень осторожно», — уточняет Граф.
Снижению ставок во многом способствовало развитие партнерских программ между банками, дилерами, автоимпортерами и страховыми компаниями. «Главную скрипку на данном рынке играют дилеры и импортеры, с которыми необходимо заключить соответствующие договоренности», — говорит Олег Заяц, директор департамента розничных сегментов Правэкс-Банка. Согласно аналитическим данным его финучреждения, доля выданных таким образом кредитов достигает 60%.
За девять месяцев 2011 года средняя эффективная ставка по автокредитам упала на 3,2% — до 15,9% годовых
В результате, по разным оценкам, каждый пятый новый автомобиль, купленный в этом году, нашел себе владельца благодаря займам.
Легким довеском к кредитным продажам стал лизинг. По оценкам Графа, сегодня около 2,5% новых машин на рынке продается именно с помощью этой финуслуги. Причем благодаря некоторым новациям правительства, в частности принятию нового Налогового кодекса, лизинговые платежи для клиентов в нынешнем году подешевели, а минимальный аванс и процентная ставка снизились.
Однако эта услуга все равно остается в Украине экзотикой, хотя на развитых рынках Западной Европы, уверяет Граф, таким образом продается до 50% машин.
Надежды и опасения
Уже в октябре ситуация в сфере автозаймов стала ухудшаться. Уменьшение ликвидности банковской системы, вызванное монетарной политикой Н БУ, отток вкладов населения и рост других рисков вынудили банки пересмотреть кредитную политику. И в середине осени количество банков-кредиторов из числа ТОП-50 крупнейших финучреждений страны, сократилось до 33-х, констатирует Седых, а эффективная ставка выросла до 16,0% годовых.
Некоторые банки уже начали лимитировать свои кредитные операции, признает Сыроватская. И это может повлиять на ужесточение условий выдачи автозаймов.
До конца года, как прогнозируют в Простобанк Консалтинг, из списка банков, работающих с автокредитами, выпадет еще пять-семь учреждений, а ставка дополнительно вырастет на 0,5%.
До конца года, как прогнозируют в Простобанк Консалтинг, из списка банков, работающих с автокредитами, выпадет еще пять-семь учреждений, а ставка дополнительно вырастет на 0,5
О том, что кредиты станут дороже, говорит и Граф. «Из-за напряженной ситуации с нацвалютой ставки в гривне до конца года, скорее всего, незначительно вырастут, а ставки в иностранной валюте останутся на прежнем уровне», — полагает он.
В итоге, считают эксперты, это немного ухудшит ситуацию на рынках. Однако предыдущего задела хватит для того, чтобы рубеж 200 тыс. приобретенных автомобилей украинцы преодолели. Одно условие, уточняет Нестеренко из Ниссана: если правительство не будет повышать пошлины, акцизный сбор или проявлять другие подобные инициативы.
Взгляды на развитие событий в следующем году у экспертов сдержанно-оптимистичные. «Наш прогноз на 2012 год — 265 тыс. автомобилей», — говорит Марина Яковлева, генеральный директор компании Еврокар, представляющей в Украине бренд Skoda. Примерно такие же цифры называют и другие участники рынка.
На руку продавцам новых автомобилей, по мнению Вовка, в следующем году сыграет дальнейший рост автокредитования, реализация отложенного во время кризиса спроса, а также проведение в стране Евро-2012.
«Для роста рынка очень важна законодательная и налоговая стабильность, спокойствие в банковском секторе, рост экономики и увеличение доходов населения. Соблюдение этих составляющих приведет к росту и постепенному возвращению рынка до докризисного уровня», — говорит Нестеренко.
Марочные ценности
20 самых продаваемых в Украине марок автомобилей
Место в рейтинге 2011 года | Место в рейтинге 2010 года | Марка автомобиля | Количество проданных в 2011 году машин, ед. | Динамика продаж по сравнению с 2010 годом, % |
1 | 1 | ВАЗ (Лада) | 24.163 | +25,7 |
2 | 3 | Hyundai | 18.698 | +68,9 |
3 | 2 | ЗАЗ | 16.697 | +46,5 |
4 | 5 | Toyota | 9.798 | +30,1 |
5 | 6 | Chevrolet | 9.390 | +31,1 |
6 | 7 | Renault | 9.135 | +37,3 |
7 | 10 | Ford | 8.822 | +53,3 |
8 | 11 | Skoda | 8.348 | +46,7 |
9 | 8 | Kia | 8.250 | +32,4 |
10 | 13 | Volkswagen | 7.966 | +117,7 |
11 | 12 | Nissan | 7.424 | +66,7 |
12 | 9 | Mitsubishi | 6.285 | +2,1 |
13 | 17 | Daewoo | 5.698 | +143,3 |
14 | 14 | Geely | 4.951 | +57,3 |
15 | 4 | Chery | 3.901 | -48,2 |
16 | 15 | Honda | 2.782 | +6,1 |
17 | 24 | Peugeot | 2.462 | +178,8 |
18 | 18 | Ssang Yong | 2.134 | +8,2 |
19 | 19 | Lexus | 1.680 | -2,3 |
20 | 16 | Mazda | 1.576 | -34,4 |
Употребленные лидеры
20 самых продаваемых в Украине моделей автомобилей
Место в рейтинге 2011 года | Модель автомобиля | Количество проданных за 10 месяцев 2011 года машин, ед. | Количество проданных за 10 месяцев 2010 года машин, ед. | Минимальная стоимость с МКПП, $ | Минимальная стоимость с АКПП, $ |
1 | ЗАЗ Lanos | 8.881 | 7.525 | 8.893 | Не производится |
2 | Skoda Octavia A5 | 4.969 | 3.194 | 20.790 | 23.300 |
3 | Hyundai Accent | 4.927 | 2.043 | 15.173 | 16.110 |
4 | Chevrolet Aveo | 4.821 | 4.242 | 11.404 | 14.511 |
5 | ЗАЗ Sens | 4.465 | 1.726 | 7.580 | Не производится |
6 | Renault Logan | 4.363 | 4.019 | 11.736 | Не производится |
7 | ВАЗ Лада 2115 | 3.778 | 2.950 | 8.114 | Не производится |
8 | Daewoo Matiz | 3.515 | 1.164 | 5.954 | 8.759 |
9 | Ford Focus | 3.167 | 1.988 | 22.320 | 27.282 |
10 | ВАЗ Лада 2110 | 2.932 | 2.023 | 8.192 | Не производится |
11 | Hyundai Elantra | 2.759 | 1.169 | 19.249 | 20.527 |
12 | ВАЗ Лада 2171 Priora | 2.753 | н/д | 10.496 | Не производится |
13 | Skoda Fabia | 2.467 | 1.249 | 13.832 | 19.022 |
14 | Geely CK | 2.457 | 1.551 | 7.928 | Не производится |
15 | ВАЗ Лада 2107 | 2.360 | 1.991 | 6.197 | Не производится |
16 | Volkswagen Polo | 2.223 | 497 | 18.663 | 19.798 |
17 | Hyundai ix35 | 2.201 | 975 | 26.960 | 29.993 |
18 | Daewoo Nexia | 2.175 | 1.134 | 8.435 | Не производится |
19 | Hyundai i30 | 2.126 | 661 | 16.836 | 19.615 |
20 | Toyota Corolla New | 2.115 | 2.064 | 18.850 | 23.100 |
По данным компании «Торговый дом — НИКО», официального импортера Mitsubishi Motors в Украине
Региональные предпочтения
Где в Украине покупают больше всего машин
Количество проданных в 2011 году машин, ед.
Киев 32.588Донецкая область 21.791Днепропетровская область 14.861Харьковская область 11.793Киевская область 9.561Луганская область 8.300Одесская область 8.023Крым и Севастополь 7.830Запорожская область 7.265Полтавская область 5.884Львовская область 5.083Винницкая область 4.109Черкасская область 3.939Сумская область 3.477Хмельницкая область 3.440Николаевская область 3.397Кировоградская область 3.370Херсонская область 3.361Житомирская область 2.952Черниговская область 2.887Закарпатская область 2.417Ивано-Франковская область 2.152Тернопольская область 1.949Ривненская область 1.711Волынская область 1.460Черновицкая область 1.435Всего 175.035
По классам стройся
Распределение украинского авторынка по классам
Класс машин | Типичные представители класса | Доля на рынке, % | Количество проданных в 2011 году машин, ед. | Количество проданных в 2010 году машин, ед. | Динамика по сравнению с 2010 годом, % |
C (C, C-High, C-Premium) | Volkswagen Golf | 50,13 | 87.737 | 60.346 | +45,4 |
SUV* (SUV-Mini, SUV-Compact, SUV-Medium, SUV-Large, SUV Pick-Up, SUV Premium Compact, SUV Premium Medium, SUV Premium Large) | Nissan Qashqai, Hyundai ix35 | 23,27 | 40.716 | 30.361 | +34,1 |
B (B, B-Premium) | Chevrolet Aveo | 11,04 | 19.329 | 17.173 | +12,6 |
MPV** (MPV-B, MPV-C, MPV-Large) | Ford Fusion | 4,81 | 8.407 | 5.917 | +42,1 |
D (D, D-Premium) | Volkswagen Passat, Toyota Avensis
| 3,53 | 6.188 | 4.757 | +30,1 |
A | Daewoo Matiz | 3,29 | 5.750 | 2.569 | +123,8 |
E (E, E-Premium) | Hyundai Sonata
| 2,89 | 5.068 | 5.866 | -13,6 |
Родстеры и купе (Roadster, Coupe Low, Coupe Premium Low, Coupe Premium High) | Kia Cerato Koup
| 0,62 | 1.081 | 579 | +86,7 |
Премиум-класс (High Premium, Luxury Premium) | Porsche Panamera
| 0,42 | 759 | 677 | +12,1 |
Коментарі - 1