Предложений «решить любой вопрос в БТИ срочно и недорого» в Интернете превеликое множество. И любой прекрасно понимает, что все эти юридические конторки, риэлтерские фирмочки выполняют сегодня роль «знакомых», с которыми сотрудники БТИ безбоязненно идут на контакт. Фактически же это механизм дачи «узаконенной взятки».
Реформа БТИ: война за справки или за сферу контроля?
Нет сомнений в том, что страна безнадежно отстала в реформировании своих административных функций. Но почему же Украина все время пытается наступить на те же грабли, на которые уже наступила Россия, перенимая скомпрометировавший себя опыт? В частности, по реформе БТИ…
Напомним ранее информационным агентством Интерфакс-Украина от 05.10.11. Цитата: « Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минрегионстрой) по поручению президента начало работу по упрощению процедуры выдачи Бюро технической инвентаризации технических справок и регистрации права собственности на недвижимость.»
Официальную отмашку кардинальным изменениям в работе БТИ Президент Янукович дал еще в начале сентября текущего года. «Пришло время реформировать еще одну коррумпированную сферу в нашей жизни — это регистрация имущества в БТИ», — эту фразу, произнесенную на заседании Комитета по экономическим реформам, услышала вся страна. Глава государства выразил недовольство тем, что граждане вынуждены очень много платить за справки БТИ, которые требуются при любых операциях с недвижимостью — при купле-продаже, дарении, оформлении наследства, обмене, передаче под залог или при перепланировке жилья.
Справедливости ради нужно отметить, что сегодня любое «сотрудничество» с БТИ сильно напрягает население. И на этих сложностях уже научились прилично зарабатывать различные посреднические структуры: предложений «решить любой вопрос в БТИ срочно и недорого» в Интернете превеликое множество. И любой прекрасно понимает, что все эти юридические конторки, риэлтерские фирмочки выполняют сегодня роль «знакомых», с которыми сотрудники БТИ безбоязненно идут на контакт. Фактически же это механизм дачи «узаконенной взятки».
Ты платишь официально или налом за работу, которую сотрудник БТИ должен выполнить срочно (или вне очереди) и без лишних вопросов. Есть ли у гражданина надежда на то, чтобы решить свои вопросы в БТИ без взяток? Естественно, есть. Нужно запастись терпением и честно выстоять в очереди. Платит тот, кто хочет побыстрее или попроще узаконить то, что не совсем законно.
Может ли БТИ работать без взяток, если их перестанут давать? Вероятнее всего, сможет, если захочет. Так как все наши БТИ работают на хозрасчете, то ни один его сотрудник не заинтересован в затягивании дела. Другое дело — насколько скорость выполнения работы сотрудниками БТИ соответствует современным требованиям? Многое здесь зависит от руководителя подразделения.
К примеру, в киевском БТИ с огромными очередями решили бороться талончиками, в которых указано время посещения того или иного кабинета. Как только их ввели — сразу же появились «доброжелатели», предлагающие посетителям талончики «сегодня на сегодня» прямо на территории БТИ. Безусловно, не за спасибо. Именно из-за таких «блатных», жалуются посетители киевского БТИ, попасть на прием в свое время практически нереально.
— Как с этим бороться? Да очень просто, — говорит Нина Алексеевна, — вывесить списки тех, кто имеет талончики и запретить «вклинивать» в очередь тех, кто купил эти талончики с рук, — женщина пришла в киевское БТИ переоформлять свою квартиру на внука, чтобы у него потом не было проблем с документами. Она уже наслышана о том, что с нового года оформлять право собственности в БТИ уже не будут. — Говорят, что переоформлять придется уже в управлениях юстиции. Но никто сегодня толком объяснить не может, как все это будет происходить. Поэтому все, кому нужно, пытаются сделать это до 5 декабря… Поэтому и очереди ужасные…
В одном из пригородов Киева, в городке районного масштаба, есть два БТИ — районное и городское. И как нам удалось выяснить, одно БТИ (городское) безнадежно застряло в прошлом веке, а второе (районное) — пытается оптимизировать свои затраты на выполнение заказов. В городском, как признаются местные жители, планы квартир до сих пор «рисуют» от руки, в районном — уже год осваивают компьютерные технологии. Вот тут бы государству помочь — в создании электронной базы данных и разработке отечественных или закупке импортных компьютерных программ для работы с документами. Пока же сотрудникам приходится пользоваться либо неофициально пиратскими программами, либо украинскими, которые пока очень далеки от совершенства, сложные и неповоротливые в работе.
А пару недель назад в ряде муниципальных БТИ было объявлено о значительном сокращении штата — процентов на 20. Как призналась нам одна из уже бывших сотрудниц, под сокращение, в основном, попали те, кто не «тянет» план и не способен освоить компьютерные технологии. В основном, это «старая гвардия», отдавшая структуре по 15-20 последних лет и не способная перестроиться под новые требования. Безусловно, обидно. Но их же не выбрасывают на улицу за «несоответствие занимаемой должности»? После сокращения все они могут рассчитывать на помощь центра занятости и пособие по безработице, если не смогут найти работу по специальности.
К сожалению, ко всем нынешним реформам в местных БТИ, связанных с оптимизацией расходов на деятельность структуры, государство практически не имеет никакого отношения. Государство просто замахнулось на часть доходов, которые получают БТИ за свою работу. А именно — на регистрацию прав на недвижимость, которая составляет приблизительно треть от всех заработков муниципальных структур.
Для «централизации» прав собственности граждан был создан специальный орган — Государственная регистрационная служба (Укрдержреєстр). По сведениям СМИ, на его содержание только за полгода в этом году уже потрачено около 100 млн. гривен, а на содержание центрального аппарата в следующем в бюджете страны заложено 21 млн. грн.
Зачем Президенту Укргосреестр, на содержание которого придется потратить, по меньшей мере, 200 млн. гривен в год?
— Реформа внедряется без концепции и экономико-правового анализа, а юридически безграмотное проведение изменений приведет к тому, что с января 2012 года мошенники могут воспользоваться лазейками закона, одна из которых предусматривает очередность заявленных прав, — считают эксперты Аналитического центра «Правовая защита БТИ». — Представьте себе, что 1 января 2012 года в территориальный орган Укргосреестра приходит мошенник с решением суда, которое признает за ним право собственности на ту или иную недвижимость и подает заявку на его регистрацию. У чиновника нет оснований отказать в регистрации права собственности. После этого недвижимость уже можно продавать. И не важно, что ее законному собственнику потом годами придется доказывать, что это была мошенническая схема.
Есть еще более смелые намеки, зачем это нужно нынешней команде реформаторов. Ряд экспертов предполагает, что подобная «централизация» упрощает рейдерский захват собственности и в связи с этим предрекают новый виток передела собственности. Ведь если структуру регистрации возглавят нужные люди, то искать «взаимопонимание» на местном уровне уже как бы и без надобности…
Те, кто разобрался в тонкостях реформирования БТИ по-украински, склонны считать, что мы копируем российский опыт. Там, дескать, также вывели регистрацию прав собственности под государственную крышу. Первое время было много неразберихи и нареканий. А после того, как «система» проработала два года, даже в правительственных кругах начали заявлять о том, регистрацию нужно возвращать обратно в БТИ, так больше порядка, как оказалось.
И совершенно не понятно, почему украинская команда реформаторов не обратила внимания на грузинский опыт реформирования БТИ. Там сам народ, во благо которого и проводились эти реформы, одобряет новшества. Так, к примеру, в Тбилисском бюро регистрации, как и в Киевском БТИ, с клиентами работают по талончикам. Его получение даже в часы пик занимает не больше 20 минут. Первичную консультацию люди могут получить в Тбилисском отделении публичного реестра. Если вам нужна консультация по вопросам имущества, то вам её предоставят бесплатно, без лишнего ажиотажа и толпы.
Вся информация об имуществе в Грузии находится в компьютерном варианте, что дает возможность ознакомиться с ней через Интернет. Специальные компьютеры дают возможность выдать клиенту необходимые бумаги на основании самостоятельно введенной информации. Если вы оформляете документы впервые, то сканер считает номер заявки и выдаст команду на его распечатку, если данные уже зарегистрированы то на основании поданной информации — адрес, фамилия, кадастровый номер и т.д., вы можете вывести информацию на экран и, если нужно, то и свободно распечатать. Бумажный вариант не нужно заверять мокрыми печатями, так как его подлинность в любой момент можно проверить через Интернет. Если происходят конфликтные имущественные споры, то всегда можно узнать, что, кому принадлежит и полное движение прав собственности. Это облегчает работу с проблемными заёмщиками и в других нестандартных ситуациях (например, при разделе имущества после смерти владельца).
Если нужно провести оплату, это можно сделать на месте, представители разных банков имеют здесь своих представителей. Нужен кредит — берите и сразу оформляйте недвижимость.
Заморочки с регистрацией плана вашей квартиры! То, что очень хотел облегчить для народа наш Президент! Так вот, в Грузии при регистрации к сведению берётся только площадь между капитальными стенами, внутренняя планировка, как и перепланирование — на ваше усмотрение! Процесс строительства, кстати, тоже максимально упрощен, и нет бюрократических проволочек, как при постройке дома на одну семью, так и при строительстве многоквартирного дома. Покупаете земельный участок или берете в аренду (до 49 лет) — и можно строить!
Вся информация о публичных ограничениях (расстояние между домами, этажность и т.д.) известны еще до заключения сделки. Планировку будущего дома можно скачать с сайта Тбилисской мэрии — это бесплатно или заказать индивидуальный проект у архитектора. Служба архитектурного контроля принимает документы на земельный участок и подписанный архитектором проект, разрешение на строительство выдают максимально через 20 дней или за оплату в несколько тысяч лари за один день!
Во время строительства специальные службы проверяют стройку на предмет недопущения нарушений строительных норм, техники безопасности и т.д. Если дом планируется строить многоэтажный, то можно сразу после разрешения на строительство, зарегистрировать его в публичном реестре (50 лари до 4 дней). Введут план земельного участка, данные застройщика, исходя из нотариального акта распределения дома на квартирные собственности и нумерации квартир. По завершении регистрации квартиры уже можно продавать-покупать.
Сделку проводят здесь же, на месте, в БТИ! Все формальности соблюдены, нотариально ничего заверять не нужно. Ведь система проста и прозрачна. Поэтому грузины зачастую создают жилищно-строительные кооперативы и по мере поступления средств строят дома, а друзья-соседи строят мини-отели, ресторанчики. Цены на квадратный метр в столице Грузии — около 500 долларов, а в элитных районах — до 1200. Объединения жильцов — практически в каждом доме, и загонять народ туда нет необходимости. Земля под домом и придомовая территория переданы им в собственность. И происходила эта передача предельно просто, иногда вся сложность заключалась лишь в том, чтобы определить границу между многоэтажками.
И все это — функции реформированного грузинского БТИ. У администратора на экране полная картина движения регистрации, он следит, чтобы люди были обслужены в течение отведённого времени, также может контролировать работу любого регистратора. Кто при этой прозрачности посмеет решать вопрос за взятку? Да в этом и нет необходимости. Ведь ваш вопрос практически всегда решается в течение одного рабочего дня, под конец которого вы получите смс-сообщение об окончании процедуры регистрации.
В пятницу стало известно, что Президент внес на рассмотрение Верховной Рады проект Закона «Об административных услугах». Об этом сообщила первый замглавы АПУ Ирина Акимова. По ее словам, введение единого госреестра админуслуг предполагает введение «единого окна» в этой сфере. Так ли это можно будет сказать лишь после детального изучения документа. Пока же не ясно, каким образом затеянная реформа в БТИ отвечает провозглашенным задачам. Это больше похоже на борьбу за сферу контроля, чем на объявление тотальной войны со справками.
Коментарі