Военные действия в Ливии продолжаются, но в Европе и США больше заняты тем, кому достанутся контракты на послевоенное обустройство страны. В Ливии уже побывал глава Германо-африканской ассоциации бизнеса Ганс Мейер Эверт, с лидером повстанцев Махмудом Джибрилом встречался итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Ливия: время заключать контракты
В разрушенной войной Ливии побывала делегация представителей 20 немецких компаний. Правительство Германии предоставило для поездки военно-транспортный самолет Transall, а делегацию возглавил статс-секретарь Министерства экономики Германии Ганс-Иоахим Отто. В Бенгази, где тогда располагалась штаб-квартира повстанческого движения, делегация передала в больницы города лекарства и медицинские принадлежности. Параллельно члены делегации встретились с представителями ливийского переходного совета и центрального банка страны. Цель встреч - продвижение своих интересов в Ливии.
«Когда возобновится добыча нефти и газа, Ливия будет богатой страной», - заявил Мейер Эверт. Она - одна из крупнейших в мире нефтедобывающих стран и обладает крупнейшими в Африке достоверными запасами энергоресурсов. Будущее правительство вполне может начать процесс реконструкции на базе тех миллиардных прибылей, которые ожидаются от продажи нефти.
Но прежде придется многое сделать. Ливийская инфраструктура удручающе малоразвита. По своему уровню она серьезно отстает от крупных нефтедобывающих стран Персидского залива и более сравнима с сирийской или египетской.
До войны в Ливии работало от 30 до 50 немецких компаний. Однако исповедующим «орднунг» немцам было непросто, так как правовые нормы при Каддафи в лучшем случае можно было назвать изменчивыми. Пока же делегация получила заверения, что частный сектор в Ливии будет укрепляться, и подписанные с режимом Каддафи контракты будут исполняться.
Немцы - не единственные, кто стремится застолбить место в будущей Ливии. Итальянский нефтяной концерн Eni, например, делает все возможное ради сохранения позиций самой крупной иностранной нефтедобывающей компании в Ливии. Еще до того, как повстанцы начали штурм резиденции Каддафи в Триполи, Eni готовился к возобновлению перекачки ливийской нефти.
По мнению наблюдателей, наиболее выигрышное положение у Франции. В марте Париж стал первой западной столицей, признавшей повстанческий переходный совет в качестве законного ливийского правительства. Поэтому Саркози надеется не только на получение преференций, но и лидирующей роли в восстановлении ливийской экономики.
Пока Национальный переходный совет Ливии обещает уважать все соглашения, подписанные правительством Каддафи. Речь идет и о договорах с Россией. По мнению одного из лидеров НПС Фатхи Баджа, совет останется легитимным правительством Ливии еще около трех-четырех месяцев, пока в стране не состоятся выборы национального законодательного собрания. «Мы не знаем, как много времени это займет. Поэтому на самом деле мы не имеем права подтверждать или отменять контракты», - сказал Баджа Русской службе Би-би-си.
Россия уже признала Национальный переходный совет Ливии, выразив при этом надежду, что новые власти будут соблюдать ранее заключенные договоры с российскими компаниями. Речь идет о проектах, стоимость которых исчисляется миллиардами долларов. Например, строительство железной дороги протяженностью 550 км, которая соединит города Сирт и Бенгази. Стоимость проекта - около 2 млрд евро.
«Татнефть» разрабатывает 3 нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт. Срок действия соглашения о разведке и разделе продукции с Ливией - 30 лет. Газпром является держателем лицензии на разработку перспективных лицензионных участков на шельфе Средиземного моря. Кроме того, эта компания владеет 49 % в двух ливийских нефтяных концессиях, принадлежащих компании Wintershall AG. Соглашения по ним рассчитаны до 2026 года.
Компания «Технопромэкспорт» построила в Ливии 615 километров линий электропередачи напряжением 220 киловатт, и до начала военных действий реализовывала проект, оцениваемый СМИ в 600 млн долларов. Сюда же надо добавить сотрудничество в области военных поставок. В минувшем году Ливия подписала с нашей страной договор на 1,8 млрд долларов.
Однако в Национальном переходном совете раздаются и другие речи. «Существуют несколько стран, которым придется ответить за помощь в убийстве тысяч людей, которую они оказывали Каддафи», - заявил один из функционеров совета. Эти слова подтвердил и пресс-секретарь AGOCO, энергетической компании ливийских повстанцев Абдул Джалил Майуф. По его словам, Бразилия, Китай и Россия могут столкнуться с санкциями со стороны любого режима, который придет на смену Каддафи.
Но празднование победы и беспорядочная пальба в воздух быстро сменится переговорным марафоном, в ходе которого ливийцам придется принимать непростые решения о своем будущем.
Коментарі