6 сентября народные депутаты возвращаются из отпусков. Верховная рада начнет работу. Политическая осень обещает быть жаркой. Впрочем, первый сентябрьский вторник будет отмечен еще одним событием. Менее броским, чем открытие очередной сессии парламента, но, может так получиться, не менее значимым для определения осенней политической температуры.
«Подлить бензину» в костер политических страстей могут слушания, которые 6 сентября проведет Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ). Мероприятие состоится в рамках специального расследования по вопросу импорта нефтепродуктов в Украину, проводящегося Комиссией по инициативе отечественных нефтеперерабатывающих предприятий. В рамках слушаний МКМТ планирует ознакомиться с позициями и украинских производителей топлива, и импортеров. Результатом слушаний станут рекомендации правительству по вопросу введения пошлин на импорт готовых нефтепродуктов.
Поводом к расследованию стало положение дел на украинском рынке нефтепродуктов. На конец лета более 2/3 рынка оказалось в руках импортеров. Неестественность такого долевого распределения между отечественной и ввозной продукцией очевидна. Ведь еще в начале 2005 года импорт покрывал только 7% рынка. Но тогда правительство Тимошенко, столкнувшись с дефицитом нефтепродуктов, поспешно, без предварительных расчетов и анализа на перспективу, отменило ввозные пошлины на импортное топливо.
Как следствие, нефтетрейдеры, работающие с российскими и белорусскими производителями бензина и дизтоплива, постепенно вытеснили украинского производителя. Что и неудивительно: и россияне, и белорусы получают сырье (нефть) от добывающих компаний по льготным ценам. При этом сами россияне активно защищают свои интересы, пользуясь таким инструментом как экспортные пошлины, А о том, как взаимосвязаны размеры пошлины и объемы переработки нефти в Украине, можно увидеть на примере августа. Очередное повышение экспортных пошлин в РФ привело к рекордному падению объемов нефтепереработки у нас в стране (на 44% меньше, чем год назад).
Примечательно, что относительная дешевизна сырья, из которого делали импортный бензин, ничего не дала украинскому потребителю. По логике, он должен был получить более дешевый продукт. Его не должно было бы беспокоить то, что объемы переработки нефти в Украине сократились только за этот год до 6миллионов тонн, при потенциале — 30 миллионов тонн. Вот только на практике получилось, что, отвоевав рынок, импортеры демпинговать не собираются. Наоборот, они жестко и планомерно проводят политику вывода цен украинского рынка на среднеевропейских уровень.
Вот и накануне, в преддверии повышения акцизов на бензин и ДТ, в СМИ прошла новая волна сообщений о грядущем повышении цен. Прогнозировалось, что бензин подорожает на 50 копеек, на гривну, и даже — до 30 грн за литр. Однако в Минэнерго утверждают, что оснований для паники нет, и, что правительство не ожидает повышения цен. Просто маржа трейдеров, которая сейчас составляет 220-240 долла ров за тонну, будет чуть меньше, и у владельцы АЗС могут не поднимать цены, утверждает топливный министр Юрий Бойко. Свою позицию высказали и нефтепереработчики. В частности, пресс-служба ТНК-ВР, сообщила, что с 1 сентября цены на нефтепродукты в розничной сети компании не поднимутся, оставшись на уровне цен августа
Важно также понимать, что нефтеперерабатывающая отрасль Украины — один из системообразующих элементов промышленного потенциала страны. И ее развал чреват серьезными социальными проблемами. Ведь на предприятиях отрасли, а также в смежных секторах, работают десятки тысяч людей. Поэтому потеря такого количества рабочих мест бесследно не пройдет. А для Кременчуга и Лисичанска закрытие бюджетообразующих предприятий и вовсе может обернуться социальной катастрофой. Кроме того, неработающие предприятия — это еще и недополученные деньги в бюджет. А значит — невыплаченные пенсии и зарплаты, работающий сверхурочно станок в Нацбанке. Все это тоже отнюдь не улучшит социальную ситуацию в стране. Игнорировать подобные тенденции, особенно в предвыборный год, власть не должна по определению. Амортизировать эти проблемы за счет МВФ тоже вряд ли удастся — Фонд, переживающий не лучшие времена, «зажимает» даже обещанные транши…
Кроме упомянутых, существуют еще и риски геополитического характера. Украина сегодня на 2/3 зависима от поставок энергоносителей из Российской Федерации. Отношения с нашими ближайшими соседями никогда не были безоблачными. Две «газовые войны» — яркое тому подтверждение. А в случае развала украинской нефтепереработки, к ним могут добавиться еще и бензиновые кризисы.
Если же переходить со стратегического уровня на конкретно-прикладной, то восстановление конкурентной среды на рынке нефтепродуктов — это шаг к реальной независимости. Не случайно ведь в обращении к соотечественникам по случаю 20-й годовщины независимости Украины президент Виктор Янукович заявил: «Украина станет действительно независимой, лишь имея сильную экономическую основу. Украинцы будут чувствовать себя уверенно в мире, только если их права будут действительно защищены».
В то же время, внутри страны есть и противники введения пошлин. Так, активно пытается препятствовать возможным изменениям на рынке Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», представляющая интересы импортеров топлива. Трейдеры подали иск в Окружной административный суд Киева, требуя признать расследование МКТМ незаконным. Впрочем, как заметил юрист адвокатского объединения Arzinger Александр Дякулич, попытка через суд запретить расследование, которое проводиться на основании и в соответствии с законом, тождественна запрету органам, которые проводят такое расследование, исполнять свои полномочия.
С другой стороны, эксперты International Energy Agency полагают, что в сегодняшних условиях многие государства перейдут к практике защиты своих нефтеперерабатывающих заводов. Вот и премьер Николай Азаров подчеркивал, что Кабмин будет проводить последовательную политику возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Правда, при этом добавил, что «не будет горячиться». Понять господина Азарова можно: куда уж тут горячиться, если и без того жарко?..
3 вересня 2011, 8:40
Опасные игры с бензином
Автор :Александр Слепцов
Джерело:
Подробности
Коментарі