Третья по величине компания по продаже мобильных телефонов в Украине — Евросеть — решила отказаться от открытия новых точек, поскольку считает дальнейшую работу на рынке невыгодной, пишет газета Коммерсант-Украина в статье «Евросеть не станет шире».
Евросеть отказалась открывать магазины в Украине
Издание сообщает, что об отказе Евросети от активного развития в Украине рассказал президент компании Александр Малис. «В ближайшем году мы не планируем открывать новые торговые точки. Сосредоточимся на повышении эффективности сети, в том числе за счет закрытия убыточных точек», - отметил Малис.
Сейчас у Евросети около 170 магазинов в Украине. Сколько из них планируется закрыть, в компании не уточняют.
Малис добавил, что в момент выхода на рынок компания агрессивно наращивала долю: «Мы брали все помещения, не обращая внимания на стоимость аренды. Так работали все». С 2004 года, когда компания начала работать в Украине, Евросеть инвестировала около $75 млн. Но уже в 2009 году она стала закрывать нерентабельные точки.
«Наибольшее сокращение пришлось на лето 2010. Тогда мы закрыли около 150 салонов, в основном те, у которых была высокая ставка арендной платы», — поясняет Александр Малис. В результате, если еще по итогам 2009 года Евросеть занимала лидирующие позиции по количеству магазинов в Украине (275 салонов), то сейчас она на третьем месте после Алло (480) и Мобилочки (397).
Стратегия Евросети в Украине начала меняться после смены собственников в 2008 году, отмечают участники рынка. Основатели компании Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев продали Евросеть предпринимателю Александру Мамуту, а тот впоследствии продал 49,9% сети Вымпелкому с опционом еще на 25%.
«Даже когда рынок восстанавливался после кризиса, Евросеть не открывала точки и не увеличивала затраты на рекламу, как делали ее конкуренты», — отмечает представитель одного из вендоров на правах анонимности.
По мнению директора по маркетингу сети Цитрус Дискаунтер Владимира Шолоденко, Евросеть не адаптировалась к новым тенденциям рынка. «К 2008 году в сегменте недорогих мобильных телефонов произошло насыщение, и многие сети переориентировались на высокомаржинальные товары — смартфоны и аксессуары. У Евросети они долгое время занимали незначительную долю», — утверждает он.
Очевидно, новые владельцы пришли к выводу, что лучше сосредоточиться на развитии в России, где при меньших усилиях можно получить большую прибыль, предполагает источник в одной из розничных сетей. В Евросети также говорят, что рентабельность бизнеса в Украине ниже, чем в России. Кроме того, за последние два года Евросеть ушла с рынков Армении, Казахстана и Кыргызстана. По словам Малиса, показатель EBITDA margin на остальных рынках присутствия компании превышает 10%, тогда как в Украине он существенно ниже.
После сокращения сети изменилась схема работы компании с поставщиками. По словам участников рынка, Евросеть, в отличие от большинства ритейлеров, теперь не работает с производителями напрямую. «Последние годы компания покупает товар у дистрибуторов. Естественно, это увеличивает для нее стоимость товара», — сказал менеджер одного из вендоров на правах анонимности.
Тем не менее, в Евросети уверяют, что стоимость продукции в сети расти не будет. «Цены мы будем удерживать за счет заключения договоров с поставщиками в России, где мы — крупнейшие клиенты»,- объяснил Малис, добавив, что полностью уходить с украинского рынка Евросеть не планирует.
В апреле сообщалось, что Евросеть отложила IPO в Лондоне до 2012 года.
Коментарі