Представьте себе, что наступит день, когда вы пойдете за квартой молока, а кассир скажет: «Это стоит одну десятую унции серебра». В то время, когда доллар США обесценивается все быстрее, по всей стране предпринимаются попытки превратить эту воображаемую картину в реальную.
Подъем бартерной экономики
Исторически оплата товаров серебром или золотом была, на самом деле, довольно обычным делом. Нам случилось жить в необычное время и в необычном месте, где несколько поколений выросли исключительно при бумажной валюте. В то время как мои родители еще пользовались десятицентовиками, отчеканенными из серебра, сегодня минуло уже несколько десятилетий с тех пор, как из официальной монетной системы пропали все драгоценные металлы. Но эта денежная система, навязанная государством, неприемлема.
В то время как практика непосредственного обмена драгметаллов на товары и услуги продолжалась в течение последних десятилетий в небольших объемах, 2000-е годы стали началом организованных усилий по возрождению золота и серебра в качестве денег.
ДОЛЛАР СВОБОДЫ
Инициатором одной из таких попыток был эксцентричный монетный мастер с Гавайев по имени Бернард Фон Нотхаус (Bernard Von Nothaus). Он назвал свой проект «Доллар свободы» (Liberty Dollar), а в его основе были отчеканенные в частном порядке золотые и серебряные монеты, а также депозитные сертификаты на драгметаллы, которые хранились в сейфах его компании.
У меня были серьезные сомнения по поводу реализации этого проекта – отчеканенные монеты имели фиксированную стоимость в долларах США, в соответствии с которой они должны были циркулировать, а долларовая стоимость намного превышала спотовую цену металла, и авторизованные «дистрибьюторы» могли прикарманивать разницу (это часто приводило к тому, что покупатели приобретали свое золото дороже, чем они заплатили бы, просто купив, скажем, канадские монеты «кленовые листья») – но я считаю, что идея Нотхауса была неплохой, даже притом, что продукт был переоценен. Что характерно, несмотря на очевидные провалы, народ активно участвовал в этом проекте с 1998 по 2007 год, когда федеральные агенты обыскали офисы Liberty Dollar в связи со сфабрикованными обвинениями в фальшивомонетничестве.
На самом деле, компанию ставили в вину то, что она составляла конкуренцию монопольным привилегиям доллару США, предлагая лучший продукт. Важно отметить, что дело против Нотхауса строилось на том, что его монеты были похожи на государственные монеты США (хотя в действительности никто не путал Доллары Свободы с американской валютой), а не на обвинениях в подстрекании народа к использованию драгметаллов как денег в обращении.
ЦИФРОВОЕ ЗОЛОТО
Потом появилось множество Интернет-валют, обеспеченных золотом и серебром. Наиболее интересными из них были eGold и Gold Money. Обе валюты были предназначены для того, чтобы помочь клиентам открыть онлайн-счета, оцененные и обеспеченные физическим золотом и серебром.
Возможно, eGold была более популярной из двух валют, до тех пор, пока американское правительство не прикрыло систему по обвинению в отмывании денег. eGold больше позиционировалась как платежная система, нежели средство для хранения металла. В связи с анонимностью транзакций – валюта была сродни наличным – власти заявили, что преступные предприятия используют ее для перекачивания доходов, полученных незаконным путем. Но, по большей части, ею пользовались обычные люди, чтобы начать делать сбережения и заключать сделки в деньгах, которые что-то стоят. eGold имела прозрачную систему ежегодных проверок и предоставляла любому пользователю возможность просматривать транзакции в реальном времени, чтобы система оставалась честной. Она тоже очень быстро росла и была сильным конкурентом Pay Pal до тех пор, пока не вмешались власти.
Gold Money, основанная моим другом Джеймсом Терком (James Turk), продолжает работать, потому что ведет основные операции за границей и полностью соответствует обременительным финансовым стандартам США. Она предлагает те же услуги, что eGold, но с акцентом на долговременное хранение. GoldMoney улучшает традиционное хранение, размещая активы за границей, предлагая доступ к онлайн-счету в режиме реального времени и предоставляя дополнительную ликвидность. Однако эти услуги не бесплатны. Все же за последние десять лет стоимость активов Gold Money выросла до 2 млрд долларов. Очевидно, люди хотят совершать операции в золоте и серебре охотнее, чем с долларами.
Цифровое золото – это нишевый сервис, но я думаю, что быстрое распространение этих проектов среди публики – ни один из них не старше десяти лет – показывает, что инвесторы рассматривают золото и серебро как нечто большее, чем просто сырьевые товары, а снова видят в них деньги. Это может быть сигналом к смене парадигмы, что является хорошей новостью для владельца драгметаллов.
ПРЯМОЙ БАРТЕР
В то время как с цифровыми валютами все ясно, на практике ничего сравнится с устойчивостью традиционного бартерного обмена металлов на товары и услуги. Если у вас действительно есть физическое золото и серебро, которые вы намерены отложить или продать, то вы можете быть уверены, что оно останется при вас до тех пор, пока вы не будете готовы его продать. Вам не нужно доверять кому-то другому, кроме себя самого.
В этом направлении по всей стране возникали несколько попыток просто привлечь людей к обмену золотом и серебром, а не долларами. Так как речь идет, чаще всего, о мелких операциях, таких как оплата обеда в местном ресторане, предпочтение отдается серебру.
Сделать это можно в нескольких «горячих точках».
В Филадельфии есть одна группа, Del Valley Silver, которая содействовала развитию местного рынка бартера, поощряя продавцов за прием серебряных монет в дополнение к долларам. Del Valley также является дилером серебра, но они продают монеты, отчеканенные в частном порядке, менее ликвидные, чем популярные американские «золотые орлы» или канадские «кленовые листы».
Тем временем, в Нью-Гемпшире многие продавцы, участвующие в проекте Free State Project, начали принимать золото и серебро. Здесь большое поле для инноваций, и, похоже, наиболее успешной стала практика помещения небольшого количества серебра в ламинированные карточки.
Shire Silver помещает в свои карты серебряную и золотую проволоку и измеряет ее в граммах. Намного проще пользоваться плоской пластиковой картой, содержащей грамм серебра, нежели носить с собой монету весом в одну унцию. Однако даже на их сайте говорится, что наценка на такое малое количество серебра делает его отнюдь не идеальным для инвестиционных целей. Конечно, когда вы готовы к обмену, они будут счастливы принять ваши монеты весом в одну унцию в обмен на несколько карточек Shire Silver. А эти карты принимают все больше продавцов в Нью-Гемпшире и за его пределами.
Еще один вариант, предлагаемый группой из Феникса, штат Аризона: американский десятицентовик, выпущенный до 1965 года, внутри ламинированной карты. До 65 года все монеты по десять центов содержали 90% серебра, благодаря чему они стоили около 2,50 долларов каждый в сегодняшних долларах. Вот почему в сдаче из продуктового магазина вы не найдете десятицентовых монет, отчеканенных до 1965 года. Однако один умник придумал класть их в эти карты, чтобы обменивать их в соответствии с их реальной стоимостью, не смешивая с ничего не стоящими монетами, которыми мы пользуемся сегодня. Та же группа даже создала приложение для iPhone, с помощью которого можно узнать стоимость различных количеств серебра в долларах США.
В то время как я все равно буду продавать обычные металлические монеты и слитки через Euro Pacific Precious Metals, потому что это лучший способ инвестировать в физические драгметаллы, меня радуют эти попытки. Важным моментом в хранении и бартерном обмене физическими драгметаллами является отсутствие головной компании, управляющей этими операциями, как в случае с цифровыми золотыми валютами, то есть нет человека, за которым могут прийти из правительства.
(Мой новый оффшорный банк, Euro Pacific Bank, Ltd., скоро начнет предлагать дебетовые карты под брендом Visa, обеспеченные частными вкладами в золоте или серебре. Клиенты Euro Pacific Bank смогут купить золото в банке, хранить его там же, а потом получать доступ к своим активам непосредственно с помощью карт Visa или делать покупки в магазинах и снимать наличные в банках и банкоматах. К сожалению, по описанным выше причинам я не могу предложить эту услугу американским клиентам.
ХОРОШЕЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ
Помимо этих общественных попыток создать бартерные сообщества, я наблюдаю культурный сдвиг в сторону драгметаллов. В штате Юта недавно приняли закон, устанавливающий золото и серебро в качестве законного средства платежа, и отменяющий налоги на увеличение их стоимости. У меня брали интервью для нового мультфильма под названием «Серебряный круг», где рассказывается о группе бунтарей в ближайшем будущем, которые чеканят серебряные монеты наперекор еще более агрессивному Федеральному резерву. Все больше людей начинают следить за ценой золота так же часто, как и за индексом Доу.
В общем и целом, это является хорошим предзнаменованием для наших инвестиций и для нашей страны. Если золото и серебро будут успешно восстановлены в правах, наши дети могут стать свидетелями такого экономического роста, какого не видели наши прадеды во цвете лет. И цены могут никогда не вернуться к сегодняшним уровням.
Коментарі