Дмитрий Фирташ начал поставки газа на ОПЗ. А интрига в вопросе будущего собственника предприятия сведена к нулю, сообщает источник.
Фирташ начал поставки газа на ОПЗ
«Мы уже десять лет в состоянии подготовки к приватизации. Это очень тяжело», — жалуются сотрудники Одесского припортового завода (ОПЗ). Предприятие даже в самые кризисные годы было в относительно выгодном положении по сравнению с остальными химкомбинатами, поскольку ему не нужно было тратить деньги на доставку своей продукции к морю. Наверное, только за счет этого оно оставалось довольно успешным, даже несмотря на то, что находилось в государственной собственности. Впрочем, нести груз неопределенности работникам ОПЗ, похоже, осталось недолго. Дмитрий Фирташ нашел способ включить предприятие в орбиту своих бизнес-интересов еще задолго до повторного приватизационного конкурса, объявлять который ФГИУ пока не спешит. И это несмотря на то, что возможности государства контролировать ОПЗ сейчас существенно ослабели.
Дмитрий Фирташ, который пока не пытается добывать газ для своих предприятий самостоятельно, а поставляет на четыре азотных предприятия среднеазиатское топливо по цене более низкой, чем у «Нафтогаза Украины», начал поставки на тех же условиях и на Одесский припортовый. С 1 мая нынешнего года завод расторг контракт с «Газом Украины» и нашел новых поставщиков. По словам пресс-секретаря ОПЗ Олега Де-Рибаса, это компании, связанные с Group DF. «Цена этого газа меньше предельного уровня, установленного соответствующим постановлением НКРЭ Украины», — уточнил он. Мотивы действий Фирташа пока ясны не до конца. Он мог бы попытаться сформировать долг ОПЗ перед своими компаниями за поставленное топливо, чтобы впоследствии заплатить за предприятие меньше. Но низкая цена газа делает это допущение сомнительным.
Предприниматель мог бы также установить фактический контроль над заводом, однако пример титановых предприятий показывает, что в таких случаях он обычно вводит туда свой менеджмент. А на ОПЗ руководство неизменно на протяжении многих лет. К тому же в случае теневого контроля собственник обычно пытается заработать на том, что привлекает своих посредников к продаже продукции государственного предприятия. А Олег Де-Рибас уверяет, что ОПЗ самостоятельно экспортирует карбамид во многие страны мира. «В таможенной статистике фигурирует ОПЗ», — подтверждает его слова аналитик Черкасского НИИТЭХИМа Николай Селихов. В таком случае, возможно, группа просто зарабатывает на перепродаже газа, и ОПЗ — один из ее клиентов? Ведь никто не знает, сколько платит Дмитрий Фирташ своим загадочным среднеазиатским партнерам.
Впрочем, бывший глава ФГИ Александр Бондарь уверен, что Дмитрий Фирташ все-таки уже считает это предприятие своим. «Я убедился, что есть множество схем, которые более или менее крупный бизнес использует для контроля над финансовыми потоками государственных предприятий. И не во всех этих схемах используют торговцев-посредников», — отметил эксперт. В любом случае в том, что бизнесмен рано или поздно приватизирует ОПЗ, не сомневается уже никто. Разве что власть опять сменится.
Коментарі