Нацбанк всеми возможными способами пытается уменьшить объемы кредитования украинцев. На прошлой неделе Верховная рада уже запретила выдавать кредиты в валюте, приняв соответствующий закон, который был разработан при поддержке «Ассоциации украинских банков». Кроме того, сейчас планируется ограничить банки в объеме потребительского кредитования путем внесения изменений в постановление № 368. Согласно проекту этого документа, банк не сможет выдать больше кредитов, чем его уставный фонд. Об этом и о других вопросах, которые сегодня волнуют украинских банкиров, член Совета НБУ, вице-президент «Альфа банк» (Украина) Роман Шпек рассказал специальному корреспонденту «Минфина» Марку Поллоку.
Нацбанк всеми возможными способами пытается уменьшить объёмы кредитования украинцев
«МФ»: Роман Васильевич, объясните нам, с чем, по Вашему мнению, связаны такие резкие изменения и острое внимание со стороны НБУ к потребительским кредитам?
Р.Ш.: Хочу начать с того, что главная задача НБУ — это ответственность за ценовую стабильность, на которую влияет целый ряд макроэкономических факторов.
Если оценивать ситуацию, в которой находится украинская экономика, то у нас основной проблемой является дефицит внешнеторгового баланса. Внешнеторговый баланс имеет определенную тенденцию к активному росту. Если в прошлом году за год он составил 3,85 млрд. гривен, то за 5 месяцев этого года он уже составляет 2,7 млрд. гривен. А до конца этого года он составит около 8 млрд. гривен. Это создает определенное напряжение на валютном рынке. Резко растет импорт, быстрее, чем украинский экспорт.
И еще есть ряд факторов, которые связывают с импортом энергоносителей. А также большая часть роста импорта связана со значительным ростом импорта продукции машиностроения в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а также начал расти импорт потребительских товаров. Понимая, что в росте импорта потребительских товаров есть определенная роль банков, а именно через предоставление потребительских кредитов, регулятор принимает или рассматривает возможность предприятия определенных шагов для обеспечения своей основной функции – сохранение ценовой стабильности.
«МФ»: Что конкретно НБУ предпринимает в этом направлении?
Р.Ш.: НБУ сделал ряд шагов по изменению регулирования по валютной позиции, а также рассматриваются изменения постановления № 368 о потребительском кредитовании. Сейчас регулятор направил это постановление в коммерческие банки, в профильную ассоциацию, чтобы мы могли их рассмотреть и выразить свои предложения.
Конечно, мы все, в том числе коммерческие банки, заинтересованы в сохранении макроэкономической стабильности. Мы помним те тенденции, которые были в стране в 2007 – первой половине 2008 года. И как это повлияло на развитие событий в финансовом секторе, и в экономике Украины в целом. Очень важно сейчас, чтобы Национальный банк и коммерческие банки совместно определили свои цели для сохранения ценовой стабильности, которые будут поддерживать стабильность финансовой системы и посмотреть, какими инструментами это можно достичь.
«МФ»: Нацбанк идет на сотрудничество с участниками рынка?
Р.Ш.: Я услышал от руководства Нацбанка то, что они готовы к конструктивному разговору и диалогу с коммерческими банками. Любые стрессы на рынке банковских услуг могут привести к понижению уровня доверия и оттоку депозитов, кредитов и так далее. И тут задание регулятора вместе с участниками рынка – найти такие механизмы регулирования, которые не приведут к нарушению макроэкономических пропорций, а, с другой стороны, предоставить возможность коммерческим банкам проводить операции и зарабатывать средства. Ведь мы должны давать какой-то доход на вложенный капитал, у нас есть обязательства перед бюджетом. Поэтому мы надеемся не на ограничительные мероприятия, а рассчитываем на совместные действия.
«МФ»: Как эти ограничения могут повлиять на процентные ставки?
Р.Ш.: Думаю, если кредиты нельзя будет выдавать, то ставки не будут расти, иначе будет останавливаться кредитование, что нежелательно для экономики в целом. И очень важно, чтобы Нацбанк вместе с парламентом и правоохранительными органами и представителями судебной системы, также рассматривали вопрос того, что сегодня мешает развивать реальный сектор экономики. Почему сегодня еще не так много желающих разделять риски, выдавая кредиты украинским предприятиям производственного или торгового характера. Там есть экономические проблемы, связанные с коррупцией, с увиливаниями заемщиками от своих обязанностей по кредиту. Это приводит к тому, что коммерческие банки не так быстро кредитуют экономику, так как риски остаются очень высокими. Но деньги куда-то вкладывать же нужно, и вот сейчас такой тренд, что банки начали вкладывать деньги в потребительское кредитование. И я с пониманием отношусь к решению регулятора об остановке чрезмерного роста потребительского кредитования. Но я, как представитель коммерческого банка, ожидаю, что регулятор, кроме своей функции по макроэкономике, будет исполнять функцию представителя в заседании парламента и других органах, что поможет всем нам избежать факторов, которые мешают кредитованию производственного сектора.
«МФ»: Может НБУ и парламент ожидает повторения таких же кризисных ситуаций, как были в 2008 году?
Р.Ш.: Не думаю, что они чего подобного ожидают, самое главное – это то, что они хотят следить за действиями субъектов хозяйствования, к которым относятся также и банки. Они (НБУ – «Минфин») не хотят ходить по кругу. Нам нужно уходить в сторону от 2008 года и не нужно своими действиями туда возвращаться. А с другой стороны, если банки берут депозиты, они должны куда-то эти деньги вкладывать. Если риски в корпоративном секторе высокие, то банки больше работают с потребителями. У нас ведь не так много банков чисто потребительского кредитования, у нас в основном банки универсального типа. Нужно устранить те проблемы, которые мешают кредитованию корпоративного сектора.
«МФ»: Как будут выходить из сложившейся ситуации банки, которые были сосредоточены на потребительских кредитах?
Р.Ш.: Если это постановление будет принято, это будет требовать более взвешенного подхода к кредитованию со стороны банков – это раз. А с другой стороны регулятор требует и увеличение капитала. Одним словом НБУ пытается предотвратить, в случае неблагоприятного развития экономики не только в Украине, но и в мировой экономике, потребности банков обращаться к НБУ за рефинансированием. Если у банка нет желания или возможности увеличивать собственный капитал, то ведите менее рискованные операции, к которым потребительское кредитование не относится.
«МФ»: Может быть последние решения НБУ как-то связаны с потребительским долгом, который на данный момент составляет 16 млрд. долларов?
Р.Ш.: Да нет, это никак не связано, тем более, что ситуация по обслуживанию обязательств, которые сложились по этому долгу улучшается. Это сделано для того, чтобы мы увидели, что расчет импорта, если посмотреть за 5 месяцев этого года, рост импорта авто в годовом выражении составил 90%. А продаем мы экспорта намного меньше, чем необходимо нам валюты. Конечно, есть приток валют за счет других операций. И если анализировать импорт потребительских товаров, то он растет медленнее, чем импорт авто.
«МФ»: Назовите, пожалуйста, конкретные проблемы кредитования корпоративного сектора?
Р.Ш.: Есть группа крупных корпоративных клиентов, которые уклоняются от выполнения своих обязательств, через фиктивные банкротства, через затягивание процесса банкротства, через непризнание залога и тому подобное. Это привело к тому, что коммерческие банки не принимают такие риски и не кредитуют этих клиентов. Одним словом ситуацию можно обобщить одним словом – коррупция.
«МФ»: Какие вы видите выходы из сложившейся ситуации?
Р.Ш.: Мы верим, что решения и действия президента Украины будут более результативными. У нас были встречи представителей банков и банковских сообществ в НБУ, недавно мы встречались с руководством Генпрокуратуры, обратились по этому вопросу к Высшему совету юстиции. Сегодня в банковской системе есть определенная ликвидность, и мы знаем, как поддержать экономику. Для нас самое важное, чтобы сейчас главенствовал закон и в спорных вопросах мы могли бы добиться истины.
«МФ»: Куда банки будут девать накопленные на депозитах финансы, в случае принятия НБУ поправок в проект № 368 и с учетом проблем в кредитовании корпоративного сегмента?
Р.Ш.: Понимаете, банки не сидят и не бездействуют, они работают с клиентами, ищут новых клиентов, они работают с правительством, они работают с субъектами, которые влияют и на общий инвестиционный климат. Выдача кредитов или доходность по депозитам, она зависит от общей экономической ситуации. Мы должны сохранять баланс, стабильность финансовой системы, мы должны устранять существующие проблемы, которые сейчас приводят к отсутствию возможности кредитования, и предотвращать дисбалансы. Вот и все. Потребительское кредитование может расти только в случае роста доходов населения. А доходы населения будут расти только тогда, когда будут расти объемы производства и появления новых рабочих мест. Тогда будет благоприятная среда для развития торговли.
«МФ»: А как вы относитесь к мнению, что кредитование достигнет своего докризисного уровня уже в 2015 году?
Р.Ш.: У нас есть такие возможности! Нужно до 2015 года работать на улучшение условий предпринимательской деятельности, для стабилизации экономики. Нужно вводить это все в легальный сектор, платить налоги. Нужно становиться европейской страной не по географической расположенности, а по отношению к законодательству и жить по нормам закона. Также нужно понимать, что мы можем сделать многое для улучшения нашего благосостояния.
Справка:
Роман Васильевич Шпек родился 10 ноября 1954 года в Рожнятинском районе Ивано-Франковской области — украинский государственный деятель, дипломат.
В 1993—1995 гг. — занимал пост Министра экономики Украины.
В 1995-1996 гг. — первым заместителем председателя правительства Украины, куратор экономических реформ.
В 1996-2000 гг. — председатель Национального агентства по реконструкции иразвитию, затем Национального агентства по вопросам развития иевропейской интеграции.
В 2000-2007гг. — глава Постоянного Представительства Украины при Европейском союзе.
В январе 2008 г. — оставил государственную службу, став вице-президентом представительства «Альфа-банка» в Украине.
Интервью взял Марк Поллок
Коментарі - 1
да и зачем кредиты вообще, все беды от них(**)