Украина не сможет и дальше придерживаться политики «многовекторности», к которой она пытается вернуться при президенте Викторе Януковиче, поскольку изменились экономические условия и она уже не выполняет функций транзитной страны.
Об этом пишет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«В связи с изменением газотранзитной стратегии России, ставкой на диверсификацию транзитных маршрутов (строительство Северного и Южного потоков), Украина постепенно теряет свою транзитную миссию. Многовекторность превращается в междувекторность, метания между векторами», — отмечает Карасев.
«Путаясь между российским и европейским векторами, являясь объектом этих силовых векторов, Украина уже не состоянии настаивать на самостоятельной внешней стратегии. Выходит, что не мы определяем, а нас определяют. Нужен переход от позиционной игры между двумя векторами к идентификационной стратегии. Украине рано и поздно придется сделать выбор между российским и европейским экономическими пространствами», — уверен политолог.
Карасев считает основой «мновекторности» 1990-х – начала 2000-х экономический аспект.
«Украинская экономика времен постнезависимости развивалась в основном за счет консервации общего газотранспортного пространства с Россией: у Москвы — газ, у Киева — труба. Фактически низкая цена на газ и доходы от транзита держали на ватерлинии рентабельности ключевые украинские промышленные секторы, остатки советской неконкурентной гигантоэкономики. Геотранзит оставался той священной дойной коровой, которую опекали на самом высоком президентском уровне. В этом отношении многовекторность коррелировала со сложившимся политэкономическим режимом, обслуживающим экономические интересы правящего класса. Поэтому курсирование по маршруту Россия — Запад — Россия было выгодным в условиях дешевого российского топлива», — отметил он.
Однако сейчас положение дел существенно изменилось.
«Внешним игрокам в лице Москвы и Брюсселя уже не интересна такая изоляционистская и „неприсоединительская“ политика Украины, и потому они принуждают ее к быстрейшему геополитическому и геоэкономическому самоопределению. Если западные, европейские партнеры действуют средствами soft power, то россияне — по традиционной формуле «газ плюс все средства хороши». Понимая необходимость выбора, нынешняя украинская элита в то же время боится потерять политическую и экономическую автономию и оказаться зависимой от любого нового глобального центра», — считает политолог.
2 липня 2011, 11:30
Россия и Европа принуждают Украину к выбору «вектора»
Джерело:
Зеркало недели
Коментарі