Цена на российский газ, которую нам все никак не удается снизить, обеспокоила уже и президента Виктора Януковича. Он призвал правительство задуматься над вопросом: как будет жить Украи на, если уменьшить стоимость газа до осени не удастся? «Рост цены на газ в соответствии с контрактом 2009 года между Украиной и Россией несет угрозу украинской экономике», — сказал президент. Напомним, сейчас мы покупаем у России газ по 296$ за тысячу кубометров, прогноз на 3 квартал — 350$, на 4-й — 400$. Янукович поручил Кабмину спрогнозировать, как дорогой газ скажется на промышленности и коммунальной сфере. «Сегодня» при помощи экспертов попробовала ответить на эти вопросы, добавив к ним еще один — как дорогой газ скажется на курсе гривны.
Из-за дорогого газа коммуналка взлетит в 2,5 раза, а гривна будет под угрозой
Сложные переговоры о снижении цены на газ для Украины проходят на фоне обострившегося конфликта внутри украинской власти. Напомним, на прошлой неделе глава Нацба нка Сергей Арбузов обвинил правительство Николая Азарова в срыве сотрудничества с МВФ (Кабмин саботирует выполнения ряда обязательств перед Фондом, в частности — повышение цен на газ). В пятницу вечером вице-премьер Сергей Тигипко еще более сгустил краски, сказав, что без новых траншей МВФ Украина уже к осени окажется в преддефолтном состоянии. А в субботу утром Николай Азаров заявил прямо противоположное. По мнению нашего премьера, Украина спокойно обойдется без новых кредитов МВФ — своих денег достаточно. Более того, Азаров не согласился с требованием МВФ поднимать цены на газ для населения, так как это будет иметь негативные социальные последствия.
Получается, что в Кабмине существует две прямо противоположные друг другу позиции. При этом позиция Азарова может быть объяснима только при одном условии — если нам удастся уговорить Россию пересмотреть формулу расчета цены, что позволит нам ее снизить до 240 долларов за тысячу кубов. В противном случае без кредита МВФ нам не обойтись — нужно будет чем-то затыкать огромную дыру в платежном балансе (иначе недалеко и до обвала гривны).
Но если Азаров столь уверенно говорит, что ден ьги Фонда нам не нужны, может быть, он точно знает, что цена на газ таки будет снижена? Тогда каким образом? Как известно, позиция России простая — цена может быть снижена только при условии, если Украина вступит в Таможенный союз. Официально украинские власти утверждают, что этого не будет — мол, наш курс на Запад. Но, может, на самом деле все совсем по-другому? Просто пока этого не говорят вслух? Или, может, есть какой-то альтернативный план уговорить россиян (например, предложив им совместное управление нашей газотранспортной системой)? Или есть еще один вариант — Азаров излагает просто свою личную точку зрения, которая не совпадает с общей во власти. С учетом постоянных слухов о скорой отставке премьера этого также исключать нельзя.
На днях премьер Николай Азаров заявил о скором завершении переговоров Украины с ЕС о создании зоны свободной торговли. Не урегулированными оставались три позиции: малые квоты на поставки нашего зерна в Европу, ограничение работы наших автоперевозчиков в ЕС и запрет на использование в названиях продуктов европейских марок «коньяк» (будет, например, бренди), шампанское (игристое), портвейн (ну, например, крепленое). Из всех винных марок, по информации украинских виноделов, нам оставят только кагор.
На днях, по данным польских журналистов, украинская сторона пошла на уступки в главном вопросе — по зерну. Киев якобы согласился на относительно низкие квоты на экспорт зерна и относительно высокие на импорт мяса. Вероятно, по этой причине переговоры пошли бойко. «Украина сможет подписать соглашение об ассоциации и о зоне свободной торговли в сентябре этого года», — сообщает польское информационное агентство РАР со ссылкой на неназванные источники в Еврокомиссии.
Вчера же министр иностранных дел России Сергей Лавров еще раз повторил угрозу — в случае, если Украина откроет свой рынок для европейских товаров, страны Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) будут вынуждены ограничить поставки украинской продукции на свои рынки.
Противники вступления в ЗСТ с ЕС говорят, что это подорвет и без того плохой внешнеторговый баланс Украины, увеличит наш импорт, уменьшит экспорт из-за санкций Таможенного союза и не даст договориться с Россией о дешевом газе. А все это вместе может угробить украинскую экономику. В то же время сторонники вступления в ЗСТ, например, Александр Жолудь, говорят, через 3—5 лет зона позволит поднять нашу экономику, а альтернатива в виде вступления в Таможенный союз, наоборот, заморозит наши технологии, потому что основное наше преимущество на рынке СНГ — это низкая цена.
Коментарі - 2
— а как же их заявление о огромных золотовалютных резервах Украины :) или уже готовы открыто признать, что они только на бумаге :)