Доклад Японского центра экономических исследований вышел почти сразу после того, как на острове побывала делегация МАГАТЭ, которая представила свой доклад. В нем отмечается, что японские эксперты недооценили масштаб угрозы цунами для атомных электростанций. «Проектировщики и операторы АЭС должны надлежащим образом оценивать риски и обеспечивать защиту от всех опасных природных явлений», – говорится в небольшом резюме доклада. Полностью доклад будет представлен в середине июня на конференции по вопросам ядерной безопасности в Вене.
Тень Фукусимы расколола Европу
Политические толчки после Фукусимы первыми ощутили политики Германии, где как нигде сильны позиции «зеленых». Защитники окружающей среды внимательно следят за происходящим вокруг германских семнадцати АЭС, которые обеспечивают 28 % общей выработки электроэнергии. Именно они организовывают массовые протесты, которые сопровождают все перевозки ядерного топлива по стране. По опросам, проведенным в Германии после Фукусимы, примерно 70 % немецких избирателей выступают против атомной энергетики.
Этим и было вызвано неожиданное заявление Ангелы Меркель о том, что к 2022 году все германские АЭС будут остановлены. Семь наиболее старых реакторов, которые были недавно остановлены на три месяца для проверки систем безопасности, больше не будут ставиться под нагрузку.
Заявление Меркель ознаменовало резкий поворот в позиции по отношению к атомной энергетике. Не далее как семь месяцев назад она провела через бундестаг закон, по которому срок работы действующих АЭС продлевался до 2036 года. По словам канцлера, атомные станции должны послужить своего рода мостом, по которому страна перейдет к «зеленой» энергетике. Однако скептики выражают сомнение в том, что ветровые, солнечные электростанции, а также установки, использующие морские волны и приливы, смогут стать надежной заменой АЭС. Пока единственной реальной альтернативой атомной энергетике остаются ТЭС, работающие на угле, мазуте или природном газе.
Решением Меркель остался недоволен энергетический концерн Eon, который пригрозил, что потребует от правительства компенсаций. После того, как правительство приняло закон о продлении работы АЭС до 2036 года, концерн запустил несколько проектов по пролонгации срока работы атомных электростанций. Нынешнее же заявление Меркель делает уже совершенные расходы бессмысленными. Кроме того, Eon намерен обжаловать в суде налог на ядерное топливо в размере 145 евро за грамм. Этот сбор служил платой за продление эксплуатации АЭС.
Политические обозреватели считают, что заявление федерального канцлера вызвано исключительно внутриполитическими проблемами – нарастанием сил антиатомного лобби, а также перспективой выборов 2013 года, к которым надо подойти, имея надежного кандидата для коалиции. Заигрывание с «зелеными» едва ли перерастет в долгие отношения, но может сильно пошатнуть правящую коалицию, отмечают здесь.
Меркель также рискует попасть под волну критики со стороны тех, кто обращает внимание на растущую – с их точки зрения – зависимость Германии от российского газа. Сегодня поставки Газпрома покрывают около 30 % потребностей Германии в природном газе. К концу года должен вступить в строй «Северный поток», колоссальный подводный газопровод из России в Германию. В скором времени будет проложена вторая нитка, и его мощность удвоится. Возрождается строительство «Южного потока», а также и Nabucco, проект, который поддерживают США. Весь этот газ может помочь Германии пережить сокращение генерации на АЭС. Дело за малым: надо строить тепловые электростанции.
Решение Германии одобрила Австрия, но другие страны расценили как «истерическое». В Финляндии, где треть всей электроэнергии производится на АЭС, число противников ядерной энергетики после аварии на японской АЭС увеличилось, но массового изменения отношения к мирному атому в общественном мнении не произошло.
«В Финляндии путь Германии не рассматривается в любом случае», – пишет авторитетная газета «Хельсингин саномат». Ведущий эксперт в сфере энергетики Конфедерации промышленников Финляндии Микаэль Ольстрём не может представить, как Финляндия могла бы жить без атомной энергетики. Треть всей энергии в стране производится на атомных станциях, и трудно было бы заменить ее другими источниками, считает он.
Но эксперты уверены, что решение Германии повлечет за собой рост энерготарифов, поскольку использование ископаемых видов топлива потребует новых квот на выбросы. А это повысит цены во всем Евросоюзе.
Во Франции также не стали следовать примеру Меркель. Николя Саркози на встрече «восьмерки» в Довиле вновь подтвердил приверженность атомной энергетике. Его поддержал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, который высказался против «поспешных решений» в отношении безопасности АЭС.
Однако на вопросы, поставленные событиями на «Фукусиме-1», ответов пока не найдено. Эксперты высказываются в пользу повышения требований к действующим станциям со стороны МАГАТЭ, но едва ли агентство будет в состоянии добиться ужесточения мер на всех 440 станциях, действующих в мире.
Одним из последствий аварии на «Фукусиме-1» может стать резкое повышение цен на энергию АЭС, если будет введено обязательное страхование рисков производства атомной энергии. Авария в Японии предъявит громадный счет налогоплательщикам Японии, поскольку у управляющей компании TEPKOне было страховки. В Германии стоимость страховки реактора составляет 2,5 млн евро, и этого должно хватить для того, чтобы наклеить марки на конверты с соболезнованиями, мрачно шутят эксперты. По их мнению, при развитии событий по худшему сценарию авария на АЭС может обойтись в этой стране примерно в 11 трлн долларов.
За три десятилетия развития энергетики расщепленного ядра мир пережил три крупных аварии – Тримайл-айленд, Чернобыль и Фукусима. Все три инцидента были опустошительными в финансовом плане. Если эти расходы будут учитываться страховщиками, то атомная энергетика может стать очень дорогой и совсем не привлекательной.
Игорь Пономарев
Коментарі