На 54-й Венецианской биеннале — старейшей международной арт-выставке открылся украинский проект. Нашу страну на этом огромном арт-форуме представляет художница Оксана Мась. Она собрала из яиц несколько фрагментов знаменитого «Гентского алтаря». На каждом яйце нарисован грех человеческий. И яиц таких ей потребовалось 12 тысяч 800.
Венеция имеет на себе столько слоев разномастных культурных метафор, что остановиться на какой-либо одной – невозможно. Как невозможно убежать от ощущения многовековых напластований душ человеческих, хранящих свои секреты в зеленой воде венецианских каналов, в роскоши и нищете полуразмытых дворцов, в суровой гармонии католических церквей.
В одной из красивейших венецианских церквей — церкви Сан-Фантин, где только что закончились реставрационные работы – открылся украинский арт-проект Post vs Proto-Renessans художницы Оксаны Мась.
Когда заходишь в церковь, то с порога видишь фрагменты Гентского алтаря. Того знаменитого алтаря, созданный братьями Хубертом и Яном ванн Эйками в 1432 году, что на западе почитают как одно из первых произведений эпохи Возрождения.
Приглядевшись повнимательней замечаешь, что собраны эти части алтаря по принципу мозаики. Приближаешься ближе, чтобы разглядеть, из чего же сделаны это мозаичное полотно — и… впечатление поначалу шокирующее. Вся ренессансная красота сконструирована из яиц, на которых визуализированы грехи человека, его страхи, то, чем заменил он бога. Нарисованы примитивно, смешно. Но почему-то мурашки бегут по коже. Нарисованы зеками женской и мужской колоний, монахами, студентами музучилища и школы милиции, представителями шоу-бизнеса.
«Издали Вы видите лицо бога, а потом подходите ближе и видите, что на самом то деле отражается в лице бога, когда он заглянет в душу каждого», — так интерпретирует эффект от панно автор проекта, художница Оксана Мась.
От сотни тысяч эмоциональных картинок становиться не по себе. Но одновременно чужие грехи и страхи тянет разглядывать. И разгадывать. Кстати, оказалось, что удобней всего это делать через камеру мобильного телефона. Затем опустил телефон и поглядел на картину невооруженным газом – перед тобой райские кущи. Приблизил пиксельный формат — снова ад.
Идея иконы из грехов многим кажется кощунственной. Потому автор проекта – художница Оксана Мась спрашивала разрешение Ватикана на то, чтобы выставить проект в церкви. И, говорит, что получила такое разрешение.
Еще одной площадкой, где разместили несколько частей мозаичного алтаря, стала одна из центральных площадей Венеции. Мимо, разумеется, не проходит ни один человек.
Оксана Мась в интервью «Делу» рассказала, что она не ради баловства попросила людей нарисовать свои грехи. Кстати, если сначала отправляли реальные деревянные яйца в зоны, монастыри, школы, то потом поняли — не хватит сил заниматься получением посылок. Потому воспользовались мультимедиа. В результате технология получения рисунков была такой — тысячи человек из 50 стран мира рисовали грехи и присылали рисунки по Интернету. Добровольные помощники художницы наносили их на яица, а собирала она фрагменты уже сама. Сначала на полу в мастерской в Одессе, а затем готовый кусок вывешивала на стену в пустом помещении в Умани – так были видны цветовые ошибки.
По словам художницы уже составлен график показа этого проекта в музеях разных стран вплоть до 2013 года.
Расписывают всем миром
«Мы раздали яйца на роспись людям разных национальностей. Я сотрудничаю с 21 галереей в мире, и через них попросила раздать в разных странах католикам, мусульманам… Когда нам вернули разрисованные яйца, мы поняли что грехи-то у всех одинаковые. Независимо от вероисповедания и национальности, — делится своими наблюдениями художница Оксана Мась.
Она утверждает, что никак не курировала рисовавших. Просила: «Слушай, нарисуй свои грехи». «Одни знакомый три дня ходил, думал. Понимаете, он впервые вообще задумался от этом! Главное, что этот проект заставил души людей заработать, — уверена Оксана Мась. — И еще этим проектом Украина доказывает, что человечество является единым организмом».
Каким образом украинской художнице Оксане Мась удалось заинтересовать своим проектом легендарного итальянца, идеолога трансавангарда Акилле Бонто Олива, бывшего куратором Венецианской биеннале в 1980-м и 1993-м – остается тайной. Но ему задумка художницы явно импонирует. Он говорит, что испытал эстетический шок, и оценил сочетание архаики и современности в этом проекте.
1 червня 2011, 12:00
Икону из грехов показала Украина на Венецианской биеннале
Джерело:
Дело
Коментарі