Валютная война, боюсь, уже идет сегодня, и мировые финансовые лидеры выступили в поход.
Валютные войны. Почему во всем виноват Китай, - мнение
В прошлом году министр финансов Бразилии Гвидо Мантега заявил, что в мире идут торговая война и война валютных курсов и что его страна вынуждена принять меры самообороны. Бразильский реал к тому времени укрепился с 1,9 за доллар в конце мая до 1,7, и с тех пор подрос еще. Мантега не мальчик, но выступление его напоминало выкрик мальчика в сказке Андерсена про новое одеяние короля. К концу сентября все знали, что на валютных рынках творится кавардак, только не хотели или не могли вразумительно высказаться. Доллар США в обвале. Против японской иены он достиг своего самого низкого уровня за последние 15 лет и вполне может побить абсолютный рекорд. Против швейцарского франка абсолютный рекорд уже побит. А австралийский доллар укрепился до уровня 1983 года. И это притом, что практически все центральные банки скупают доллары, чтобы их местная валюта не росла слишком сильно. Скупкой долларов все более рьяно занимаются центробанки не только Бразилии, но и Южной Кореи, Японии и даже Турции. Но падение доллара это не останавливает.
Доллар — это полбеды. Сегодня более важен Китай, чей юань искусственно привязан к американской валюте. Падает доллар — падает юань. Китайские товары дешевеют — как на домашних рынках этих стран, наказывая местных производителей, так и на экспортных. Риск в том, что эта ситуация многим надоест, правительства начнут усиленно сбивать свою валюту, и начнется гонка девальваций. Такая игра усугубила Депрессию в 1930-е годы.
Почему это происходит? Финансовый кризис был залит ликвидностью. Баланс центробанка США вырос на 2 триллиона долларов за счет помощи банковской системе и скупки активов после краха Lehman Brothers в сентябре 2008 года. Избыток долларов растекается по международной финансовой системе за счет американского торгового дефицита. Плюс американские банки инвестируют эти бесплатные доллары в иностранные финансовые рынки, где выше процентные ставки. В результате центробанки других стран должны скупать доллары у экспортеров, печатая заодно и свои деньги. В пятницу статистика показала, что американский рынок рабочей силы с сентября потерял еще 95 тысяч рабочих мест, а с начала кризиса в 2007 году потери на рынке составили 8 миллионов рабочих мест. В ноябре в США грядут выборы, на которых республиканцы, скорее всего, увеличат свое представительство в конгрессе и напрочь заблокируют политический процесс. Единственный способ стимулировать экономику и, если надо, спасать ее при новом витке спада — вновь печатать доллары. Аналитики полагают, что Федеральный резерв в ближайший год вполне может закачать еще триллион долларов.
Кто виноват? В супружеском разладе обычно виноваты оба партнера. При разводах обычно принято винить одну сторону, например, мужа, если он гулящий. Но всегда есть и другое объяснение, может быть, менее приемлемое с точки зрения общепринятой морали, но тем не менее столь же важное: жена так замучила заботами по хозяйству и поездками в торговые центры за МКАД, что вся поэзия любовных отношений развеялась, как дым.
Так вот, Америку принято ругать за гулянки. В стране почти нет сбережений, население по уши в долгах, живет не по средствам. Однако для того, чтобы жить не по средствам, необходимо, чтобы кто-то этот стиль жизни финансировал. Нужно, чтобы кто-то тратил меньше, чем зарабатывает, и давал нашему кутиле в долг. Китай исполняет роль такого экономного трудяги, муравья из известной басни.
Муравей — положительный герой, а стрекозу-Америку не ругает только ленивый. Но я хочу поругать Китай.
Начнем с того, что правители в Пекине не очень уверены в своем населении. У них с обществом пакт: мы обеспечиваем вам процветание, выход из жуткой бедности и постепенное обогащение, а вы гарантируете нам покорность и гармонию в социуме. Китайское руководство, похоже, серьезно опасается, что, если бурный экономический рост хотя бы просто замедлится, разразится социальный бунт. В основе этого страха лежат студенческие волнения 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Китай уже два десятилетия неуклонно растет. Причем китайские коммунисты явно не верят в цикличность рыночной экономики. В экономике были замедления, но их быстро ликвидировали, не дав ей пройти через какую-либо серьезную рецессию. В стране идет постоянный рост и постоянное накопление.
Тем не менее рецессия — необходимый оздоровительный процесс. Зарвавшиеся или неэффективные игроки уходят с рынка, оставляя поле битвы тем, кто выжил, должники выплачивают долги, а неосторожные кредиторы банкротятся. Всем становится легче дышать. Тот факт, что с начала 1990-х годов глава центробанка США Алан Гринспен не позволил американской экономике пройти через полноценную рецессию, вылился в тяжелейший спад 2008 года, из которого страна до сих пор не может выйти.
В Китае тоже надулся огромный пузырь. Для того чтобы это понять, не надо смотреть на замечательную эффективность китайских компаний или современнейшие новые аэропорты. Достаточно взглянуть на валютные резервы. Страна с экономикой в 5,5 триллиона долларов держит более 2 триллионов долларов в резервах центробанка. Это пузырь.
В Китае уже 20 лет не выпускается пар. Ни экономический, ни политический, ни социальный. При этом экономика выросла с 1978 года в 20 раз, сотни миллионов крестьян оставили свои деревни и переехали в города, появились тысячи миллионеров. Эти исторические изменения прошли при полной ригидности политической системы.
И не надо мне говорить, что китайское руководство очень мудро все спланировало и медленно и верно выводит страну в мировые экономические лидеры. Про руководящую роль мудрой партии кто-кто, а мы наслышаны сполна. Не стоит забывать, что это все та же, не сильно реформированная Коммунистическая партия КНР, чья политика «большого скачка» обернулась для населения самым страшным голодом в истории человечества, который унес жизни 45 миллионов человек.
Немудрено, что власти в Пекине ощущают себя как на пороховой бочке. И немудрено, что китайское руководство боится укреплять юань. Премьер Вэнь Цзябао открыто заявил на прошлой неделе в Брюсселе, что такая финансовая политика чревата социальными проблемами.
Да и куда юань укреплять? Джордж Сорос в своей недавней колонке в Financial Times уверяет, что 10-процентное укрепление даст большой результат. Для экономики США сейчас? Не уверен. С точки зрения прироста новых рабочих мест это будет каплей в море, к тому же до того, как появятся положительные результаты, может произойти инфляционный скачок.
Однако на радикальные шаги ни у кого уж точно нет смелости: любые кардинальные решения могут вызвать совершенно непредсказуемые последствия. Так что остается просто сидеть и ждать, во что выльется эта валютная война и насколько фатально скособоченная мировая экономическая система поведет себя в дальнейшем.
Алексей Байер
Коментарі - 1
Китай провел успешные испытания беспилотника, способного уничтожать вражеские спутники
korrespondent.net/world/1171580-kitaj-provel-uspeshnye-ispytaniya-bespilotnika-sposobnogo-unichtozhat-vrazheskie-sputniki