По последним расчетам «Газпрома», стоимость газопровода «Южный поток» составит около 15,5 млрд евро. В дальнейшем цена может увеличиться еще примерно на треть. Эксперты советуют концерну отказаться от реализации заведомо нерентабельного проекта.
Стоимость газопровода «Южный поток» увеличилась вдвое
«Цена вопроса в нынешних ценах — порядка 10 млрд евро по морскому и около 5,5 млрд евро по сухопутному европейскому участкам» — отмечается в корпоративном издании «Газпром». Это почти вдвое выше первоначально объявленной цены.
В мае 2009 года глава концерна Алексей Миллер информировал, что стоимость строительства основной трассы газопровода составит 8,6 млрд евро. А в октябре того же года исполнительный директор проекта Марсел Крамер обозначил сумму затрат «свыше 10 млрд евро». В «Газпроме» не исключали, что стоимость реализации проекта возрастет еще больше.
Ранее президент East European Gas Analysis Михаил Корчемкин подсчитал, что строительство «Южного потока» обойдется приблизительно в 20 млрд евро, и эти затраты сопоставимы с расходами на прокладку конкурирующего с ним газопровода Nabucco. Эксперт отмечал, что отказаться от South Stream полезно, поскольку в его основе лежит идея перманентного конфликта России и Украины.
Он разделяет мнение Корчемкина, что смета проекта может вырасти до 20 млрд евро. «Газ «Южного потока» проигрывает по цене СПГ. И «Газпром» в лучшем случае за несколько предстоящих десятилетий покроет только издержки на реализацию проекта», — прогнозирует Тимур Хайруллин.
Лидеры Украины неоднократно возражали против строительства «Южного потока». Но в интервью журналу «Газпром» начальник Департамента по управлению проектами газового монополиста Леонид Чугунов подтвердил, что эти возражения будут проигнорированы. «От российского берега пойдут четыре нитки газопровода — коридоры для их прокладки нам еще предстоит выбрать. Единственное, что пока можно сказать, — они не затронут исключительную экономическую зону Украины. Технологически это самый сложный участок проекта», — сказал он.
Зато еще не определены другие важные вопросы, и это может фатально отразиться на судьбе проекта. «На европейский берег «Южный поток» может выйти из моря в Болгарии — пока этот маршрут рассматривается в качестве основного, а также в Румынии. В настоящее время отрабатывается возможность вывода на побережье этой страны одной или двух ниток газопровода», — признал Леонид Чугунов.
Почти три года назад Владимир Путин договорился с руководством Болгарии о реализации трех проектов: строительстве «Южного потока», нефтепровода Бургас-Александруполис и возведении АЭС «Белене». Тогдашний президент-социалист Георгий Пырванов назвал достигнутые соглашения «энергетическим Большим шлемом», выигранным Болгарией.
Но шансы на реализацию двух последних из них с тех пор были практически перечеркнуты. Так, 10 мая 2010 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о том, что Болгария отказывается от проекта строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис»; позже зашли в тупик переговоры об источниках и суммах финансирования строительства АЭС. Никаких подвижек в вопросе о судьбе АЭС «Белене» в ходе визита в Болгарию Владимира Путина в ноябре этого года достигнуто не было, считает эксперт Института славяноведения РАН Василий Каширин.
Единственный позитивный итог переговоров Владимира Путина в ноябре с премьером Болгарии Бойко Борисовым относительно судьбы «энергетической триады» —соглашение о создании СП по проектированию, строительству и управлению болгарским участком газопровода «Южный поток», которое станет первым шагом по реализации проекта.
По мнению ведущего аналитика по газу ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, в этом вопросе обе страны пока пошли на определенный компромисс, но впереди еще предстоят переговоры о ставке транзита. Пока сложно прогнозировать. насколько они будут успешны.
«Создание совместного предприятия по большому счету ничего не прояснило в судьбе строительства. Ясным сигналом будет принятие инвестиционного решения, но перспективы этого этапа пока предсказать чрезвычайно трудно», — солидарен с этими сомнениями главный редактор The Russian Energy Weekly Михаил Крутихин.
Коментарі - 2