Минувший четверг во многих странах мирах прошел под знаком качества. Ежегодное мероприятие двадцать лет назад инициировали европейцы. Они же требуют от Украины повысить качество производимого бензина и дизельного топлива, довести его до евростандартов.
Готова ли Украина перейти на «евробензин»?
Разговоры об этом идут с 2004 года. Сначала Украина игнорировала требования ЕС. Затем власти предоставили отечественным производителям топлива трехлетний переходный период. Он заканчивается первого января 2011. После этого на АЗС должны будут продавать бензин не ниже стандартов Евро-3 и Евро-4.
Удастся ли украинцам почувствовать вкус езды на бензине европейского качества? Об этом в сюжете Артема Алешина.
Артём Алёшин, корреспондент:
- Из десяти литров бензина, продаваемых на наши заправках, шесть приходится на украинское топливо. Хотя оно уступает по качеству и экологическим параметрам европейским аналогам. У отечественных производителей осталось меньше двух месяцев, чтобы догнать европейцев. Со следующего года весь бензин, реализуемый в Украине, должен соответствовать евростандартам.
Из четырех нефтеперерабатывающих заводов в стране о готовности производить более качественный бензин отрапортовали три предприятия.
- Данная установка позволит нам выпускать бензины европейского качества. К концу 2010 - к началу 2011 года мы должны закончить данную реконструкцию.
Хотя на НПЗ говорят, что в сроки могут не уложиться. Но бензином стандарта Евро-3 или Евро-4 можно заправиться и сейчас. Завозят его в основном из Литвы, Беларуси и Румынии.
Мы решили сравнить импортный продукт с украинским. Для эксперимента взяли самый ходовой - 95-й бензин. Два образца отечественного - самый дешевый и по среднерыночной цене, - а также один образец с пометкой Евро-4. И отвезли их в сертифицированную лабораторию.
Результаты исследований подтвердили: один из образцов соответствует стандарту Евро-4. А остальные два разочаровали. Самый дешевый вариант нашего 95-го оказался неестественного коричневого цвета. И не отвечал сегодняшним требованиям даже по украинским меркам.
Николай Худолий, руководитель лаборатории по испытанию ГСМ:
- В общем-то, назвать его бензином тяжело. Это продукт, который способен убить двигатель автомобиля уже за одну заправку. Это, можно сказать, фальсификат.
Более дорогой 95-й соответствовал стандартам, но до Евро-4 не дотянул. По экологическим параметрам - это вчерашний день.
Николай Худолий, руководитель лаборатории по испытанию ГСМ:
- Это обычные бензины, не повышенного качества. Может использоваться для автомобилей, которым не предъявляются требования Евро-4 и Евро-5.
Если такое «горючее» залить в бензобак современной иномарки, проблем не оберешься, утверждает техдиректор СТО Александр Моргун. И демонстрирует, во что при этом могут превратиться свечи зажигания.
Александр Моргун, технический директор СТО:
- Присадки металлосодержащие дают на свечах налет серого цвета, потом перегрев свечи, цоколя – и, соответственно, выход из строя свечи зажигания. Свеча дорогостоящая, как минимум 250 гривен на хорошем СТО стоит.
Часто на АЗС химичат, преобразуя 92-й бензин в более дорогой 95-й, добавляют специальные присадки. От такой смеси может остановиться сердце автомобиля.
Александр Моргун, технический директор СТО:
- Все эти присадки оседают, плавят и портят двигатель. Соответственно - потеря мощности, двигатель не работает, как положено. И иногда это приводит к дорогостоящему ремонту автомобиля.
Кроме того, низкокачественный бензин содержит в большом количестве окись азота, свинец, формальдегиды и другие вредные вещества. Попадая из выхлопной трубы автомобиля в атмосферу, они засоряют воздух и подрывают наше здоровье, отмечают экологи.
Татьяна Тимочко, заместитель председателя Всеукраинской экологической лиги:
- Досліджували рівень захворюваності дітей і дорослих, які проживають уздовж транспортних магістралей, де найбільший вплив викидів автомобільного транспорту. І побачили, що він у два-три рази перевищує рівень захворюваності органів дихання у порівнянні з тими районами, які знаходяться далі від цих автотрас.
Однако перейти на новые стандарты могут далеко не все автовладельцы.
Андрей Нелепов, директор департамента Госпотребстандарта Украины:
- Частина людей - власників автомобілів, які випущені за часів Радянського Союзу - просто не зможуть використовувати їх.
Что делать с «жигулями», «москвичами» и другими раритетами, пока не решили. Но вероятность того, что низкокачественный бензин марок А76 и А80 продолжат выпускать, достаточно велика, убеждены в Госстандарте. Да и платить за топливо владельцы старых авто будут меньше, чем хозяева современных машин. Ведь более качественный 95-й наверняка подорожает и догонит в цене импортное топливо, прогнозируют эксперты.
Сергей Куюн, директор консалтинговой группы:
- Вот часто говорят: а что, бензин будет лучше и он будет стоить дороже ? Он будет стоить по рынку. Как сегодня функционирует рынок? Цену задают импортные нефтепродукты.
Хотя производители успокаивают, что резко повышать цены не будут: боятся потерять покупателей.
Дидье Казимиро, председатель правления нефтяной компании:
- Улучшая качество нашего бензина, мы несем солидные затраты, но в тоже время приобретаем больше покупателей. За счет увеличения объемов продажи мы компенсируем свои затраты. И сможем не повышать цены на топливо.
Переход Украины на новые евростандарты затянулся на три года. И даже если отечественные заводы освоят в срок производство бензина Евро-4, мы все равно останемся в роли догоняющих. Ведь в Евросоюзе уже несколько лет действует более высокий стандарт Евро-5. Об этом топливе у нас пока только говорят.
Артем Алешин, Дмитрий Поденко, Василий Меновщиков, «Подробности недели», ТК «Интер»
Коментарі - 1