Несмотря на то, что Польша оказалась единственной страной в ЕС, которой удалось показать позитивную динамику роста ВВП во время кризиса, дела на предприятиях, принадлежащие украинским бизнесменам, значительно ухудшились.
Украинские инвесторы уходят из Польши
Украинские инвестиции были сосредоточены как раз в тех сферах, которые наиболее сложно переживали кризис — автомобилестроении, металлургии, судостроении. Если парашютом для польских производителей стал внутренний рынок сбыта, то активы с украинскими собственниками ориентировали свое производство только на экспорт, пишет «Инвестгазета». Даже автомобилестроительная фабрика FSO, принадлежащая концерну «УкрАвто», почти все свои «Ланосы» сбывала в Украине, невзирая на то, что польский автомобильный рынок является более емким.
В настоящее время FSO является одним из наиболее проблемных предприятий в польском автопроме. По информации газеты Rzecz Pospolita, оно может оказаться третьим в Европе, закрытым вследствие кризиса. Проблема FSO связана с тем, что этот завод выпускает автомобили в рамках лицензионных соглашений (на данный момент «Шевроле Авео»), которые только недавно были продлены до конца 2011 года. В дальнейшем такое производство может стать невыгодным для лицензиаров, которыми чаще всего являются южнокорейские производители, ведь в ближайшем будущем автомобили из Южной Кореи будут импортироваться на условиях свободной торговли.
В «УкрАвто» утверждают, что FSO на данный момент продолжает работать со множеством различных проектов, но ни один из них пока не готов к завершению. «В то же время экономическая обстановка в Польше стабильна с тенденциями к росту. В связи с этим некоторые дальнейшие инвестиционные проекты в Польше могут быть интересны группе в краткосрочной перспективе», — отметили в киевском офисе компании.
После того как корпорацию ИСД в декабре 2009 года купил консорциум российских инвесторов, в их собственность перешла Huta Czestochova, тогда как контроль над Гданьской судоверфью сохранили бывшие собственники ИСД. Актив все еще является проблемным, однако успешное осуществление плана его реструктуризации и перепрофилирования производства может в будущем принести украинским собственникам дивиденды. Сами поляки считают, что если Гайдук и Тарута уйдут из Гданьска, верфь обанкротится. Такой сценарий выглядит весьма вероятным, поскольку прежняя схема бизнеса в виде производственной связки между Huta Czestochowa и верфи уже разрушена. Но украинские инвесторы в Гданьске нашли оригинальное решение. Они занялись производством конструкций для ветровых электростанций и держатся на активе благодаря экологическим дотациям Евросоюза. Применение нестандартного решения требуется сегодня и на остальных украинских активах в Польше.
Коментарі