Коллективные скидки - мода 2010 года - могут представлять для бизнеса, который решился продавать скидочные купоны, нешуточную угрозу и стать первым шагом на пути к банкротству.
Скидочные купоны разоряют бизнес
Сервисы коллективных скидок, стали важным явлением в Интернете-2010. (В Украине популярны Покупон, ДарБерри, Биглион). С ними были связаны крупные сделки и инвестиции, взрывной рост популярности и пользовательской базы. Они предлагают бизнесу замечательную возможность привлечь клиентов, пользователям - экономию на развлечениях. Это бизнес по модели win-win-win, выигрывают все три стороны - клиенты, бизнес и площадка. Так дела обстоят в теории.
На практике есть одна сторона, которая может проиграть. Большие убытки может понести предприниматель, продающий купоны. Как написала владелица портлендского кафе Posies, кафе понесло серьезные убытки (свыше 8 тыс. долларов), проведя кампанию на Groupon.
Механизм получения вреда от Groupon очень прост. По скидочным купонам можно получить аудиторию, которой не слишком интересен продукт, а интересна только его низкая цена. Эти покупатели не вернутся - не потому, что бизнес не может предложить им интересный продукт, а потому, что без 60% скидки цена для них неподъемна. Проще и интереснее для этих людей - найти другой ресторан, который даст скидку еще раз. Бизнес же получит небольшую долю стоимости купона, а в обмен на это затратит материальные ресурсы, рабочее время сотрудников, и, в конечном счете, хуже обслужит других, некупонных клиентов.
Управляющий одним из российских ресторанов рассказал, что после акции по продаже купонов, ресторан терял не только прибыль. Он недосчитался и столовых приборов, которые выносили любители дешевизны.
Винить в неудачах Groupon и аналоги было бы в корне неправильно. Все проблемы бизнеса идут от переоценки собственных сил: слишком большого ограничения на количество купонов, слишком большой скидки. Ситуация ресторана, который предлагает скидку на все меню, весьма уязвима. Более уверенно может чувствовать себя, например, зубная клиника, продающая скидку на свои услуги. Причем не на один, а на три визита, как было на Darberry. Понятно, что к стоматологу человек едва ли пойдет «от нечего делать». Кроме того, медицинские услуги - тем более оказанные не единожды, а трижды - могут надежно привязать клиента. В ближайшее время у бизнеса, очевидно, схлынет волна купонной эйфории. В этот момент можно будет ожидать корректировки уровня скидок, уменьшения объемов предложений и большей осторожности. В противном случае бизнес-модель может оказаться нежизнеспособной.
Коментарі