В Новый год Украина вступит с новым Налоговым кодексом (вариант №3 которого Кабмин обнародовал на прошлой неделе), заявил премьер Николай Азаров. По словам его пресс-секретаря Виталия Лукьяненко, новый кодекс снижает налоговый пресс на бизнес: «Мы установим низкие налоги, — наверное, самые низкие в Европе, — ликвидируем сборы, затрудненные с точки зрения их администрирования. Но налоги будут платить все, кому это положено законом. Это должно дать стимулы для притока инвестиций, создания новых рабочих мест и увеличения доходов бюджета. Кабмин понимает, что на первом этапе мы получим снижение доходов бюджета, но уже второй этап реформы даст повышение».
Кабмин обещает низкие налоги и инвестиции
Оппозиция кодексом по-прежнему недовольна, хотя считает его лучше предыдущего варианта. Премьер теневого Кабмина Сергей Соболев говорит, что по сути мало что изменилось: «То, что убрали безакцептное списание денег со счетов предприятий, — хорошо, но это напоминает старый анекдот, когда врачи сперва предлагают отрезать больному голову, а потом — только руку, и родные восклицают: «Слава Богу»!»... База налогообложения расширяется, с предприятий хотят взять больше, чем они могут дать. И хотя снижены НДС и налог на прибыль, но когда начинаешь считать, выходит, что суммы налогов увеличиваются».
«С Налоговым кодексом будет лучше, чем без него, — уверен аналитик МЦПИ Александр Жолудь. — Сейчас есть куча законов о налогообложении, противоречащих друг другу. Но введение налоговых спецрежимов для легпрома — вопрос неоднозначный. Например, у нас много лет имеет преференции отечественный автопром, но наши машины слабо конкурируют с импортными».
Из-за уменьшения НДС должна снизиться инфляция, а вместо транспортного сбора заплатим больше за бензин.
СНИЖЕНИЕ НДС И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ (НДС за три года уменьшат с 20 до 17%, налог на прибыль — с 25% до 19% в 2011-м, до 16% в 2014-м).
Аналитик МЦПИ Александр Жолудь считает эти меры правильными, но говорит, что они уменьшат примерно на 1% ежегодную инфляцию и почти не скажутся на удешевлении товаров и услуг, потому что поднимется их себестоимость за счет роста, например, акциза на топливо. Он также говорит, что снижение налогов сделает Украину более привлекательной для иностранных инвестиций, но необходимо еще и упростить их оформление. «Иностранцы не понимают, почему для получения кредита по НДС (снижение его суммы) необходимо собрать кучу подтверждений от фирм-субподрядчиков, что они действительно выполняли часть работы и платили НДС), — считает Жолудь. — Также первые пару лет будет падение поступлений в бюджет, поэтому государство вынужденно увеличит акциз на алкоголь, табак и бензин».
Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский утверждает, что сегодня плата за обналичку теневых доходов 11—14%, поэтому при налоге на прибыль в 16% предприниматели не будут рисковать из-за этих двух процентов и выйдут из тени.
ЕДИНЫЙ НАЛОГ (те‚ кто имеют право его платить, должны иметь годовой оборот средств уже не 500 тыс. грн, а 300 тыс.).
Как разъяснил нам пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко, главная цель уменьшения суммы оборота — исключить фиктивных упрощенцев, минимизирующих таким образом налоги (например, крупная фирма оформляет всех своих сотрудников частными предпринимателями и заключает с ними договоры подряда на выполнение работы). В итоге эти затраты идут на себестоимость продукции, а 37% отчислений в Пенсионный фонд фирма не платит. Сам работник платит в месяц 200 грн. единого налога и в старости получит минимальную пенсию, несмотря на высокие доходы. Планируется запретить включение затрат на подрядные работы в себестоимость, а оплачивать их из прибыли, что становится невыгодным для псевдоупрощенцев. В итоге работать на едином налоге смогут действительно мелкие предприниматели: торговцы, сфера услуг, автоперевозчики, ремонтники.
Бродский утверждает, что упрощенцами останутся только самозанятые: кто торгует на рынке, в сервисе и имеет 1—2 работников. Таких примерно половина «единщиков». А вот юристы, консалтинговые компании, аудиторы будут предпринимателями без НДС.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА (с 15 до 17% для тех, у кого зарплата «грязными» превышает 10 минимальных зарплат — на сегодня 8880 грн).
Эксперты считают, что практически все высокооплачиваемые работники от повышения подоходного налога на их зарплаты не пострадают. Так, по мнению HR-менеджера крупного украинского холдинга Валентины Беловой, расходы на повышенные налоги в большинстве случаев возьмут на себя компании, потому что работники, которым платят такие деньги, на вес золота. «Цена специалиста — то есть то, что он получает на руки, — не изменится от увеличения налога, поэтому бизнес-структура должна решить: если она нуждается в услугах этого работника, значит‚ должна взять на себя дополнительные 2% налога, иначе спеца могут перекупить конкуренты‚ и найти нового обойдется дороже».
ВВЕДЕНИЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ (если площадь жилья на одного зарегистрированного жильца превышает 40 кв. м или одна квартира больше 100 кв. м, а дом в селе больше 200 кв. м, надо за каждый лишний метр платить 10 грн в год).
Эту норму надо четко выписать, считает Жолудь. Например, сколько должен платить человек, имеющий квартиру в городе и дом в селе‚ либо если он владеет несколькими квартирами общей площадью более 100 кв. м и сдает их в найм, а сам прописан только в одной.
Бродский говорит: если у человека есть 5 квартир, их площадь будет просуммирована, учтены все зарегистрированные жильцы, а излишки обложат налогом. Оба эксперта отмечают, что 90% жителей Украины под эту норму не подпадают.
ЗАМЕНА ТРАНСПОРТНОГО СБОРА АКЦИЗОМ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
Гендиректор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров и один из инициаторов отмены транспортного сбора Олег Назаренко считает, что это позволит примерно вдвое увеличить поступления в бюджет (сейчас все владельцы автомобилей платят около 1,5 млрд грн в год независимо от того‚ сколько они ездят). Но насколько это будет выгодно автомобилистам? По расчетам Назаренко, литр «горючки» должен подорожать не более чем на 12 копеек. Выходит, что если сегодня владелец «Ланоса» с двигателем объемом 1,5 л платит 75 грн налога в год, то, чтобы уложиться в эту сумму, ему придется проезжать в месяц не более 1000 км (это сравнительно немного), иначе годовая переплата за подорожавший бензин окажется больше, чем экономия на транспортном налоге. «Надо учесть, что еще до 1 млрд грн в год поступит в бюджет от авто, едущих транзитом (дальнобойщики-иностранцы, интуристы), которые у нас транспортный сбор не платят, но заправляются нашим топливом и портят наши дороги. Но «транспортная» часть акциза должна идти в госбюджет (а не в местные, как сейчас, и исчезать потом неизвестно куда) и распределяться государством на ремонт и строительство дорог там, где это нужно», — говорит Назаренко.
Михаил Бродский говорит об акцизе в 13 коп/л и при этом утверждает, что бензин в цене не изменится (мол, трейдеры в силу конкуренции и нажима властей должны уменьшить на 13 коп. свою прибыль. — Авт.).
Источник данных: Проект Налогового кодекса, эксперты «Сегодня»
Коментарі