Непродолжительное затишье на избирательном фронте закончилось. Спустя месяц после подписания скандального закона о местных выборах Виктор Янукович решил его переписать. Главным образом, чтобы устранить препятствия для участия в осенней кампании таких политических сил, как «Сильная Украина», «Фронт перемен» и менее популярных оппозиционных партий правого толка. С помощью новых правил в ПР намерены снизить шансы «Батьківщини» на успех 31 октября, а заодно подлить масла в потухший огонь междоусобицы в лагере оппонентов.
Банковая переписывает закон о местных выборах, чтобы усилить конкуренцию в оппозиции
ПР дает задний ход
Виктор Янукович озвучил свое намерение переписать избирательные правила 23 августа. Поводом для этого, по словам Президента, стала негативная оценка, «сложившаяся в обществе и политикуме», относительно некоторых норм Закона «О выборах депутатов ВС АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей» (№ 2487-V). Уже через два дня после этого в Верховной Раде по инициативе ПР было собрано необходимое количество депутатских подписей для проведения внеочередной парламентской сессии. Еще через день спикер Владимир Литвин подписал соответствующее распоряжение о проведении сессионного заседания ВР 30 августа. Параллельно в парламенте были зарегистрированы два проекта изменений в закон о местных выборах авторства лидера фракции ПР Александра Ефремова и представителя парламентской оппозиции Арсения Яценюка. Собственный проект изменений обещал внести и сам глава государства, однако его вполне устроили плоды творчества г-на Ефремова.
У «регионалов» действительно были довольно весомые причины, чтобы вернуться к доработке избирательного законодательства. Подписанный в конце июля закон, по которому должен был пройти праздник демократии 31 октября, вызвал недовольство международных организаций, а также экспертов из ЕС и США. Согласно выводам Международного республиканского института и Национального демократического института, которые возглавляют сенатор Джон МакКейн и экс-госсекретарь Мадлен Олбрайт соответственно, документ ограничивает право оппозиционных партий на участие в избирательном процессе. Учитывая и без того подмоченную репутацию нынешней власти в свете последних скандалов в Украине вокруг свободы слова и свободы собраний, в Администрации Президента решили не лезть на рожон.
Но, пожалуй, более веским аргументом в пользу пересмотра избирательного закона стало то, что новые правила организации народного волеизъявления, ущемляющие интересы партнеров ПР из «Сильной Украины» Сергея Тигипко, могли спровоцировать разрыв ситуативного союза двух политических сил. В другой ситуации «регионалов» вряд ли огорчили бы такие перспективы. Но сейчас, когда рейтинги партии власти начали снижаться, каждый штык снова на счету. Согласно последним социологическим исследованиям, проведенным Центром Разумкова в первой половине августа, уровень поддержки деятельности Президента среди избирателей по сравнению с майским результатом упал примерно на 8% (с 63,5 до 55,1%). И хотя снижение положительной оценки деятельности характерно и для г-на Тигипко (с 69,9% в мае до 59,8% в августе), в случае перехода Сергея Леонидовича в оппозицию эти потери могут восполниться в кратчайшие строки, уверены социологи. Но такой сценарий развития двусторонних отношений пока невыгоден ни Партии регионов, ни «Сильной Украине».
Кроме того, на Банковой спохватились, что устранение конкурентов БЮТ с помощью нормы, запрещающей принимать участие в выборах местным организациям, зарегистрированным менее чем за 365 дней до дня голосования, может нанести вред и самой ПР. Ведь одним административным ресурсом в «оранжевых» регионах (на западе и в центре страны) победить не так просто. А если против «Батьківщини» будет действовать «Фронт перемен» и другие партии из демократического лагеря, такие, как «За Украину!» Вячеслава Кириленко, «Гражданская инициатива» Анатолия Гриценко и др., то шансы взять под контроль большее количество депутатских мандатов для ПР как монолитной партии власти увеличатся. Да и местным «сине-белым» будет намного проще привлекать в лояльное большинство в местных советах представителей новых политических сил, чем бойцов Тимошенко. К такому мнению руководство «регионалов» подтолкнул, в частности, тот факт, что на фоне падения доверия к лидерам ПР отношение избирателей к Юлии Тимошенко за последние месяцы не изменилось. Так, согласно опросу Центра Разумкова, общий уровень поддержки ее действий по сравнению с маем увеличился на 2% (полностью поддерживают 10,5%, отдельные действия — 21,9%) и на 1% снизилось количество тех, кто не поддерживает меры, предпринимаемые Юлией Владимировной (с 63,7 до 62,5%). Динамика популярности Юлии Тимошенко находится в пределах социологической погрешности, но в любом случае ничего хорошего «сине-белым» не сулит.
Примечательно, что лидер «Фронта перемен» предложил на рассмотрение Рады свой вариант поправок к закону о местных выборах первым, еще 21 августа, когда о намерении Виктора Януковича переписать упомянутый документ стало известно лишь неофициально. Этот факт косвенно подтверждает слухи о том, что между «регионалами» и партией Арсения Петровича достигнуто соглашение относительно координации действий, в том числе на выборах. И главным объектом, против которого будет направлено такое сотрудничество, вероятно, станет БЮТ. Ведь предстоящие выборы для «Фронта перемен» — это возможность перехватить пальму первенства в оппозиционном лагере, а для ПР — существенно ослабить «бело-сердечных» оппонентов.
Тактический разворот
Кроме снятия уже упомянутого ограничения (запрет на участие в выборах местным организациям, зарегистрированным менее чем за год до дня голосования), представители коалиции также намерены дополнить норму, регулирующую формирование избирательных комиссий. ПР готова поддержать предложенные Александром Ефремовым в законопроекте №7043-1 изменения, которыми за внепарламентскими партиями закрепляется право на представительство в территориальных избирательных комиссиях (не более одного человека). Новый вариант этой статьи предполагает, что каждая из парламентских фракций получает по три места в ТИК (всего 15), еще три будут распределены между представителями внепарламентских фракций. Никаких других фундаментальных поправок по сути закона не предложено. Сегодня к поправкам г-на Ефремова добавится еще одна, предусматривающая право на создание именных политических проектов под выборы, хотя шансы на ее принятие невелики. Ведь за последние месяцы многие представители местных политических элит, до этого позиционировавших себя независимыми кандидатами, уже успели определиться с политической силой, под крылом которой пойдут на выборы. И выбор этот в большинстве случаев был сделан именно в пользу ПР. С другой стороны, такая поправка может несколько охладить внезапно возникшую любовь местного политикума к «регионалам», что способно негативно отразиться на электоральном результате партии власти.
Законопроект Арсения Яценюка №7043, кроме первой новации, предложенной Александром Ефремовым, предусматривает упразднение права Центризбиркома отменять решения ТИК в день голосования. Также лидер «Фронта перемен» предлагает изменить процедуру принятия решения членами избирательных комиссий. Действующая норма статьи 27 закона о местных выборах оговаривает, что итоги голосования подводятся простым большинством присутствующих на заседании членов избирательной комиссии. Арсений Петрович предлагает, чтобы такое решение принималось голосами двух третей членов избиркомов от всего состава комиссии. Также он инициирует закрепление в новой редакции документа обязательства провести следующие выборы по открытым спискам, то есть на основе предварительного конкурса кандидатов внутри партий — участников избирательного процесса. И это единственная норма, которую теоретически могут поддержать депутаты от ПР по той простой причине, что она ни к чему особо не обязывает, ведь для ее реализации все равно надо будет вновь менять избирательное законодательство.
Второй шанс
С принятием предложенных Партией регионов поправок в закон о проведении выборов в местные советы политические расклады на местах могут существенно измениться. В первую очередь от новой редакции документа выиграют Арсений Яценюк и его «Фронт перемен». По данным Министерства юстиции, сегодня эта политическая сила имеет 650 партийных организаций по всей стране, которые получат право выдвигать своих кандидатов в депутаты и мэры, хотя ранее такую возможность имели лишь 19. Согласно последним социологическим опросам, которые проводил центр СОЦИС, партия г-на Яценюка в целом по стране может рассчитывать на 5% депутатских мандатов. Наибольшее количество сторонников она имеет на западе (10%) и в центре страны (7%). Но начинать избирательную кампанию Арсению Петровичу в регионах придется фактически с нуля. Ведь после президентских выборов особой активности на местах «Фронт перемен» не проявлял.
Для сравнения: «Сильная Украина» Сергея Тигипко, формально находясь во власти, уже два месяца приглашает украинцев пополнять ее ряды. А в августе была запущена предвыборная новация — праймериз. Популярность «Сильной Украины» в целом по стране СОЦИС зафиксировал на уровне 10%, а в центре и на юге — 13 и 11% соответственно. С принятием поправок в закон о выборах, которые позволят всем 785 местным организациям этой партии (ранее такое право имели лишь 427) выдвигать кандидатов в депутаты и мэры, эта политическая сила лишь прибавит в весе, а следовательно, сможет рассчитывать на больший урожай голосов, составив в центральных областях страны сильную конкуренцию «Батьківщине». Пока детище Юлии Тимошенко опережает здесь политпроект Сергея Тигипко всего на 5%. Также неприятности блоку Тимошенко в случае принятия поправок Александра Ефремова к закону о выборах в местные советы доставит партия «За Украину!» Вячеслава Кириленко. Ведь изменение избирательных правил позволит еще 200 ее местным организациям (вместе около 400) принять участие в кампании.
В итоге конкуренция на электоральном поле «оранжевых» политических сил существенно усилится. Поэтому депутаты от БЮТ далеко не в восторге от новых законодательных инициатив Президента, тем более что серьезно к началу избирательной гонки в блоке пока не готовились. Следовательно, предстоящая избирательная кампания чревата для оппозиции новыми войнами компроматов, взаимных обвинений и потерей части избирателей. Если, конечно, оппоненты власти в кратчайшие сроки не придумают новой формулы дружбы демократических сил.
Коментарі