Кабинет Министров в очередной раз принял решение строить железную дорогу в аэропорт «Борисполь». В соответствии с постановлением правительства №1567 технико-экономическое обоснование проекта должно быть разработано до 1 декабря. Однако основные фигуранты проекта — аэропорт «Борисполь», ЮЗЖД и Минтранссвязи — до сих пор не могут определенно назвать ни его основные параметры, ни кто будет управлять будущим аэроэкспрессом — государство или частный инвестор.
Аэропорт «Борисполь» и столицу хотят связать железной дорогой
На прошлой неделе ряд украинских СМИ распространили заявление заместителя директора Юго-Западной железной дороги Михаила Сичного, сообщившего ряд деталей проекта запуска экспресса к аэропорту «Борисполь». «Новая электричка пройдет по существующей ветке Киев-Пассажирский–Киев-Московский, затем по новому железнодорожному мосту до станции Дарница, оттуда — через станцию Лесники до Бортничей, а уже Бортничи с аэропортом свяжет новая ветка длиной 7 км, по которой будет ездить только эта электричка. Через автостраду Киев–Харьков проложат подземный тоннель или эстакаду. Скорость экспресса вдвое превысит ту, с которой ездят обычные электропоезда, путь займет максимум 30 минут», — рассказал он, добавив, что скоростная электричка станет альтернативой рейсовым автобусам, курсирующим от ж/д вокзала до аэропорта.
Впрочем, представители Минтранссвязи опровергли заявления г-на Сичного. По их информации, новую железнодорожную ветку к аэропорту планируется стыковать с существующей ж/д линией Киев–Харьков между станциями Чубинское и Борисполь, а ее длина составит порядка 4 км. Для этого придется возвести две эстакады: в месте пересечения железнодорожных путей для создания развязки при движении поездов и в месте пересечения с шоссе Киев–Борисполь. «Обсуждалось несколько вариантов строительства — наземный, подземный и возведение линии легкого метро от станции Дарница. Сошлись на наземном варианте, так как остальные более затратные. Слишком дорогим получается и вариант прокладки ветки от Бортничей: в этом случае ее придется вести через населенные пункты и частные земли, а ее длина выйдет почти вдвое больше», — сообщил источник в Минтранссвязи, пожелавший остаться неназванным.
Пресс-секретарь аэропорта «Борисполь» Оксана Ожигова признала, что точных параметров проекта пока не существует. По ее словам, известно лишь, что наземный путь будет проложен до строящегося ныне терминала D, добраться от которого до терминалов А, В, С и F пассажиры смогут специальными шаттл-басами. «В ближайшее время мы выберем разработчика ТЭО. В течение нескольких месяцев он представит проект, и до 1 декабря текущего года аэропорт должен согласовать его с Минтранссвязи, Минэкономики и Минфином. Запустить электричку планируется до проведения в Украине Евро-2012», — отметила она.
Самый главный вопрос, на который не могут ответить ни чиновники, ни эксперты, — стоимость проекта. По их оценкам, она может варьироваться от $50 млн до $1 млрд. «Для прокладки рельс потребуется всего несколько миллионов долларов. Более 90% затрат — закупка подвижного состава, строительство эстакад, станций отправления, а самое главное — место дислокации конечной станции в Киеве», — объясняет источник в Минтрассвязи. По его сведениям, ряд экспертов предлагают сэкономить на строительстве эстакады над железнодорожными путями, а вместо этого ввести особый график движения поездов, когда аэроэкспресс будет пересекать встречные пути в строго отведенное время. Это даст экономию в $10–20 млн. Обсуждаются и варианты размещения конечной станции экспресса в столице: Дарницкий вокзал, Центральный вокзал, станции метро «Левобережная» или «Выдубичи». От этого напрямую будет зависеть количество составов, которые необходимы для обслуживания новой ветки. Планируется, что на линии должны курсировать поезда из пяти-шести вагонов с частотой в 30 мин. в часы пик и 1 час — в остальное время. Откуда их взять — тоже вопрос. Несколько лет назад Юго-Западная железная дорога заявляла, что при необходимости она готова предоставить свои электрички повышенного комфорта. Сейчас же у ряда чиновников возникла идея закупить современную технику у компаний Hundai или Alstom. «В этом случае часть финансирования проекта можно переложить на плечи частных инвесторов. Предполагается создать акционерное общество по примеру российского «Аэроэкспресса», который обслуживает московские аэропорты. В Белокаменной объемы перевозок такими поездами растут в среднем на 30% в год, поэтому интерес инвесторов к такому варианту огромен», — считает источник «ДС».
Стоит отметить, что в 2008 г. фирма Itochu Corporation (Япония) уже презентовала руководству Минтранссвязи технико-экономическое обоснование проекта по организации скоростного ж/д сообщения между столицей и аэропортом «Борисполь». Его стоимость тогда оценивалась в $290 млн. Но государственные гарантии под этот проект предоставлены не были. Еще ранее НИИ «Киевгипротранс» также разработал ТЭО двух вариантов железнодорожного сообщения с аэропортом: подземного и наземного. Стоимость первого проекта составила 5 млрд грн. (на тот момент порядка $1 млрд), а второго — 3,8 млрд грн. (более $700 млн).
Коментарі