Закон предполагает снижение налогов на прибыль и, временно, добавленную стоимость, но одновременное введение налога на недвижимость, реформирование упрощенной системы налогообложения и расширение полномочий налоговых органов. Документ, содержащий около 400 страниц 12 кеглем, зарегистрирован в Верховной Раде во вторник. Хотя представители оппозиции во вторник предостерегали коалицию от поспешного рассмотрения Налогового кодекса, предполагается, что Верховная Рада может принять его в первом чтении уже 17 июня, а в целом - до конца текущей сессии, чтобы он вступил в силу с нового бюджетного года.
В Раде уже появилось налоговое творчество Азарова
Проект, в частности, предполагает снижение ставки налога на прибыль с 25% до 20% в 2011 году с дальнейшим ее уменьшением до 19% в 2012 году, 18% - в 2013 году и 17% - в 2014 году. Помимо того, предусматривается предоставление специальных инвестиционных льгот, в частности, в виде инвестиционно-инновационного налогового кредита, льготы на инвестирование объектов инфраструктуры, передаваемых в государственную или коммунальную собственность. Также предусмотрены льготы по энергосбережению в размере до 50-80%. В части НДС предполагается снижение ставки до 19% в 2012 году, до 18% - в 2013 году и до 17% - в 2014 году, хотя основная ставка налога оставлена на уровне 20%. В то же время предусмотрена возможность установления дополнительных ставок областными и местными советами - соответственно до 2% и 3%.
Предполагается также, что плательщикам, имеющим инвестиционные расходы на приобретение основных средств и сезонный характер производства, сроки возмещение НДС будут сокращены до двух отчетных периодов, тогда как для других операций - увеличены до 12 отчетных периодов. В части налога на доходы граждан в дополнение к нынешней 15% ставке вводится ставка 17% для доходов, превышающих 50 минимальных заработных плат, а также налогообложение по ставке 15% части суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания.
В разделе о налоге на владельцев транспортных средств предусмотрена ежегодная индексация ставок налога на уровень инфляции, введение дополнительной дифференциации ставок налога для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3500 см3 и включение в объекты налогообложения самолетов и вертолетов. Проект налогового кодекса также предусматривает введение налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (с 1 января 2012 - на жилую недвижимость площадью свыше 300 м2, с 1 января 2014 - на нежилую недвижимость).
Для физических лиц ставку налога предложено установить за каждый квадратный метр общей площади недвижимости в размере 2% от минимальной заработной платы на 1 января отчетного года (или около 18,5 гривни на начало 2011 года). С юридических лиц налог, в случае принятия этой редакции кодекса, будет взиматься по ставке 0,5% балансовой стоимости недвижимости. В части упрощенной системы налогообложения предусмотрено введение нулевой ставки единого налога до конца 2015 года для малого бизнеса: для физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность исключительно по предоставлению бытовых услуг, с объемом годового дохода до 300 тысяч гривен и юридических лиц с объемом годового дохода до 100 тысяч гривен.
Согласно проекту, оставаться на упрощенной системе смогут физлица-предприниматели с годовым доходом до 500 тысяч гривен и юрлица с годовым доходом до 2 миллионов гривен, при этом первые будут облагаться фиксированным налогом от 20 до 200 гривен в месяц, вторые - по ставке 6%. В случае превышения годового объема дохода, он будет облагаться по ставке 15% для физлиц и 12% - для юрлиц. Одновременно существенно сокращается количество видов деятельности, где может применяться упрощенная система, и вводится общий порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд.
В части администрирования налогов предлагается сократить сроки процедуры обжалования решений контролирующих органов путем введения двухуровневой системы обжалования вместо трехуровневой. Предусмотрено также расширение прав налоговых органов при осуществлении налогового контроля, в частности право на обследование жилья, если в регистрационных документах оно указано как местонахождение налогоплательщика или используется таким плательщиком для получения доходов. Помимо того, предлагается разрешить налоговикам опечатывать помещения и технические устройства, используемые для хранения основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в случае отказа плательщика от проведения их инвентаризации.
Проект также предусматривает увеличение сроков проведения плановых и внеплановых выездных документальных проверок до 30 рабочих дней (для малого бизнеса - до 20 дней), а также сроков их продления до 60 рабочих дней (для малого бизнеса - до 10 рабочих дней), хотя накануне президент внес в парламент законопроект о сокращении сроков проверок.
Коментарі