Правительство нашло скрытые резервы наполнения казны. Поданные в парламент командой Николая Азарова и поддержанные депутатами в первом чтении изменения в налоговые законы (законопроект №6337) смогут, по расчетам Кабмина, привлечь в бюджет дополнительно 16 млрд грн. Достичь этой цели позволит тотальное повышение акцизов, а главное — внедрение драконовских правил администрирования налога на прибыль и НДС. Эффект от нововведений усилит и расширение полномочий Государственной налоговой администрации.
Правительство нашло скрытые резервы наполнения казны: бизнесу залазят в карман
Терпение и труд
Николай Азаров продолжает совершенствовать свои изыскания на ниве расширения полномочий налоговой. Поддержанный Верховной Радой законопроект предлагает нагрузить фискалов новой работой, предоставив им право контролировать соблюдение трудового законодательства. Эта новация преследует исключительно благородные цели: выявить и наказать работодателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплаты «в конвертах». В соответствии с изменениями, вносимыми в КЗоТ и Закон «Об охране труда», налоговая инспекция, получив сигнал о том, что на предприятии (вне зависимости от формы собственности) работает персонал без заключения трудовых договоров либо сама фирма осуществляет хозяйственную деятельность без регистрации, может проводить внеплановые «обследования» производственных, торговых и прочих помещений. Причем в законопроекте не расшифровывается, что это за «обследования» и какие последствия они могут иметь для компании. «Передача ГНАУ полномочий по контролю над трудовым законодательством противоречит статусу государственной налоговой службы, ее функциям и правовым основам, закрепленным в профильных законах, в частности в Законе «О Государственной налоговой службе Украины», в соответствии с которым ее основным заданием является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды», — комментирует юрист адвокатского объединения «Волков Козьяков и Партнеры» Руслан Малиновский.
Особое внимание в законопроекте уделено борьбе с минимизацией уплаты налога на прибыль. По подсчетам Минфина, лишь 20% задекларированных компаниями убытков являются реальными, что позволяет уменьшить размер причитающегося к уплате налога на прибыль. «По состоянию на 1 января 2010 г. убытки предприятий составили 75 млрд грн. Из них 25 млрд сформированы за счет потерь, понесенных в результате курсовых колебаний в 2008 г., еще столько же сформировали банки за счет определения кредитных обязательств по кассовому методу. Применяя схемы фиктивного предоставления маркетинговых услуг, завышения размера роялти, путем операций с ценными бумагами было минимизировано еще 10 млрд грн. прибыли. Лишь 15 млрд грн. — это убытки добросовестных налогоплательщиков, которые потратились на модернизацию или расширение производства», — заявляют в Минфине.
Чтобы пресечь эту порочную практику, законопроект №6337 путем внесения изменений в Закон «О налогообложении прибыли предприятий» предлагает в 2010–2014 гг. разрешить предприятиям переносить на будущие налоговые периоды лишь 20% от общей суммы понесенных убытков. «Если эти новации будут подписаны Президентом и вступят в силу, компании, которые понесли убытки по вполне объяснимым причинам — в результате финансового кризиса, вынуждены будут заплатить налог на прибыль фактически c убытков. Регулярность налоговых поступлений будет обеспечена дискриминационными в отношении убыточных компаний методами», — говорит старший консультант Deloitte Евгений Ратманский.
Аналогичный подход предлагается применить и в отношении убытков, возникших за счет курсовой разницы. Законопроект предлагает учитывать их уже после фактического погашения задолженности в иностранной валюте. На сегодняшний день убыток рассчитывается, исходя из условной продажи такой валюты в последний день отчетного периода, и, соответственно, эта условная сумма сейчас включается налогоплательщиком в валовые затраты. «Идея состоит в том, чтобы получить налог на прибыль уже сегодня. Убытки все равно рано или поздно при продаже валюты проявятся. Но средства уже будут уплачены в казну», — говорит партнер юридической группы AstapovLawyers Татьяна Кузьменко.
Помимо этого, законопроект обязывает компании с годовым доходом свыше 100 млн грн. вместе с налоговой отчетностью предоставлять фискалам еще и бухгалтерские отчеты. Крупные предприятия должны будут также вести учет разницы, возникающей при применении этих двух методов учета их деятельности.
Возмещение НДС усложнят
Но, пожалуй, самый мощный удар Кабмин намерен нанести минимизаторам, не доплачивающим в казну НДС либо незаконно претендующим на его возмещение, для чего предлагается в первую очередь усилить контроль за подаваемой предприятиями отчетностью. С этой целью законопроект №6337 лишает предприятия имеющегося у них сейчас выбора в отношении формы подачи отчетности — электронной или бумажной. После того как новации вступят в силу, все без исключения компании должны будут перейти на виртуальное общение с налоговой инспекцией. Это в разы увеличит заработки присосавшихся к фискалам фирм, предоставляющих посреднические услуги по передаче электронных отчетов от субъектов хозяйствования в налоговые инспекции.
Предложенные правительством изменения к Закону «О налоге на добавленную стоимость» оговаривают введение обязательной подачи фискалам вместе с налоговой декларацией и электронных копий реестров выданных и полученных накладных. В Минфине уверяют, что это позволит ГНАУ оперативно реагировать и своевременно принимать действенные меры, предотвращающие возможность использования преступных схем незаконного возмещения НДС. Добропорядочным же налогоплательщикам правительство гарантирует автоматическое возмещение благодаря внедрению электронной проверки данных о формировании налоговых обязательств и кредита.
Чтобы максимально сузить круг претендентов на возмещение НДС, законодательные правки лишают предприятия права формировать налоговый кредит по операциям с контрагентами, в отношении которых судом принято решение о ликвидации (приостановлении их деятельности), либо по договорам, признанным служителями Фемиды недействительными. Кроме того, на текущий год предложено приостановить действие нормы Закона «О налоге на добавленную стоимость», дающей предприятию право включать в состав налогового кредита будущих периодов невозмещенные суммы НДС. Согласно законопроекту остаток невозмещенных сумм должен отражаться в декларации отдельной строкой, предприятия получат возможность включить их в состав налогового кредита лишь в будущем году.
Команда Николая Азарова неплохо поработала и над тем, чтобы искусственно увеличить поступления от НДС в бюджет. Помочь в этом фискалам призваны положения законопроекта, расширяющие основания для аннулирования регистрации плательщика НДС. В частности, налоговая сможет аннулировать свидетельство плательщика НДС, если в Едином государственном реестре юридических и физических лиц-предпринимателей сделана запись об отсутствии его по местонахождению. Как показывает наработанная фискалами практика, обеспечить такую запись очень просто. После аннулирования регистрации плательщиком НДС субъект предпринимательской деятельности должен совершить так называемую условную продажу товарных остатков или основных фондов, относительно которых был начислен налоговый кредит, но НДС, который должен быть уплачен в бюджет от такой продажи, вполне реальный. Особого внимания со стороны правительства удостоились компании, осуществляющие операции с подакцизными товарами. В соответствии с предлагаемыми законодательными правками одновременно с уплатой акцизного сбора они должны будут авансом заплатить НДС — 20% от суммы акциза. Правда, введение этой новации правительство предлагает отложить до следующего года.
Индивидуальный подход
Отдельной мишенью начатой правительством войны против минимизаторов стали банки. Законопроектом предусмотрено изменение положения Закона «О налогообложении прибыли предприятий» таким образом, чтобы формирование страховых резервов банковскими учреждениями происходило только на «нестандартную задолженность», в пределах фактически выданных должнику средств и процентов по займам. Нормативы создания резервов составят 15% суммы предоставленных кредитов (сейчас размер резервов под каждый конкретный заем зависит от степени проблемности долга и может составлять от 10 до 100% кредита). Будет запрещено создавать страховые резервы по приобретенным ценным бумагам, задолженности на корсчетах других банков, предоставленным гарантиям, поручительствам и дебиторской задолженности. В Ассоциации украинских банков заверяют, что эти требования могут спровоцировать ряд банкротств финучреждений. Ведь все созданные ранее резервы по запрещенным теперь статьям придется включить в сумму валовых доходов и уплатить с них налог на прибыль. «Это приведет к возникновению искусственной прибыльной деятельности в налоговых отчетах и уплате налога на несуществующую прибыль», — говорят в АУБ. Теперь, как отмечают наблюдатели, НБУ придется либо издавать постановления, которые разъяснят данные положения, либо инициировать отмену этих норм, если он посчитает, что они навредят банковской системе.
Одним из самых простых способов пополнения государственной казны станет повышение акцизов на табачные изделия, алкогольные напитки и бензин. В совокупности это позволит привлечь в казну дополнительно более 4 млрд грн.
Впрочем, по мнению экспертов, ожидания налоговиков от увеличения акцизов слишком завышены. «Судя по всему, авторы документа сделали простые арифметические расчеты — умножили увеличение акцизов на объем обращающихся подакцизных товаров. Однако в реальности стоит ожидать, во-первых, снижения потребления алкоголя и табачных изделий, а во-вторых, увеличения количества контрабандной и контрафактной продукции. До повышения акцизов, к примеру, сигареты было выгодно вывозить из Украины. Теперь же, скорее всего, вырастут контрабандные потоки из Молдовы и России, поскольку там сигареты будут дешевле. Что касается контрафактной продукции на рынке алкоголя, то уже сейчас его объемы оцениваются в 40% реального рынка. Резкий рост акцизов активизирует самогоноварение, подпольные линии по производству водки и вина, а также теневое использование легальных мощностей, когда часть произведенной продукции не будет учитываться в официальной отчетности», — комментирует инициативы депутатов начальник отдела исследования проблем противодействия налоговым правонарушениям НИЦ проблем налогообложения Национального университета ГНС Украины Андрей Новицкий.
Коментарі - 7
Это было бы смешно, если бы не быль столь печально… возвращаемя в 2004й.
тут кто-то вспоминал князя Игоря и древлян… весьма в тему…