В Украине сложилась кризисная ситуация с инфраструктурой, решить которую не представляется возможным без развития отношений публично-частного партнерства. Такого мнения придерживаются представители консалтинговой группы «Пруденс», принимавшие участие в разработке законопроекта о государственно-частном партнерстве (соавторы — Наталия Королевская, Ксения Ляпина, Ирина Акимова и другие, принят в первом чтении -ред.).
В Украине готовят почву для инвестиций в инфраструктурные проекты
По словам управляющего партнера группы Яны Бугримовой, на сегодня изношенность основных фондов сфере ЖКХ достигает 80%. Жители территориальных громад не получают качественную услугу по обеспечению их водой, теплом. За два года до Евро 2012 в стране нет дорог, аэропортов и гостиниц.
«Все это имеет место на фоне катастрофического состояния государственного и местных бюджетов. Для примера, в прошлом году на программы реконструкции коммунальной инфраструктуры из государственного бюджета в некоторых областях не было выделено ни копейки средств», — заявила она в ходе Интернет-конференции «Реалии и перспективы развития отношений публично-частного партнерства в Украине» на портале ЛІГА.net.
Ссылаясь на мировую практику, Я.Бугримова отметила, что привлечение частных инвестиций и управленческих навыков частного сектора в традиционно государственные сферы — эффективный механизм для реконструкции основных фондов, создания новых мощностей, повышения качества услуг. В свою очередь инвестор — частный партнер — получает возможность расширения видов бизнеса и прихода в новые отрасли, где традиционно работали только государственные компании. Кроме того, по словам Я.Бугримовой, оперативное управление объектами инфраструктуры — это постоянный источник дохода, а в некоторых случаях — естественная монополия. По ее данным, процент доходности такого бизнеса, как правило, не высокий, но стабильный.
Отвечая на вопрос о том, какие шаги необходимо предпринять для развития в Украине публично-частного партнерства, Я.Бугримова указала на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, в т.ч. тарифного законодательства, создания институциональной структуры, в т.ч. государственного органа, ответственного за разработку и осуществление государственной политики в сфере ГЧП, за мониторинг проектов ГЧП и контроль над соблюдением условий договоров.
Также, по ее словам, немаловажной является подготовка кадров среди государственного аппарата и органов местного самоуправления, способных осуществлять от имени государственного партнера проекты ГЧП. Не менее важна, по мнению Я.Бугримовой, реализация нескольких «пилотных» проектов, демонстрирующих возможности ГЧП.
В свою очередь Руслан Кальницкий, юрист и управляющий партнер «Пруденс», в качестве примера успешной реализации в Украине проекта на основе государственно-частного партнерства указал на реконструкцию стадиона «Металлист» (Харьков) и реконструкцию международного аэропорта «Харьков». «Если первый проект успешно реализован, то второй проект на стадии активной реализации. Параметры этого проекта: аренда сроком на 49 лет. Реконструкция началась в 2009 году, первый этап завершится в 2011 году. Бюджет проекта примерно $160 млн.», — сообщил он.
Кроме того, по его словам, масштабные проекты партнерства осуществляются «Укравтодором». В частности, речь идет о строительстве автомобильной дороги Краковец-Львов-Броды (концессия на 50 лет, договоры подписаны в 1999 и 2002 годах, бюджет проекта $2,2 млрд.). Также «Укравтодор» заявил о планах строительства сети скоростных дорог (более 7000 км), используя в том числе механизмы ГЧП.
«Также проекты партнерства на основании арендных и концессионных отношений активно реализуются в некоторых городах и населенных пунктах в сфере жилищно-коммунального хозяйства (поставка потребителем воды, тепла, водоотведение), таких как: Луганск, Одесса, Краматорск и т.д.», — подытожил Р.Кальницкий.
Коментарі