Рост транзитных перевозок, а также оптимизация тарифов, позволили Укрзалізниці в прошлом году увеличить прибыль в 3,5 раза по сравнению с 2008 годом, пишет газета Коммерсантъ-Украина. Чистая прибыль компании составила 363,4 млн грн.
Прибыль УЖД выросла за счет транзита и экономии
Рост прибыли состоялся даже несмотря на снижение объема как грузовых, так и пассажирских перевозок - на 21,5% и на 5% соответственно. Выросла даже выручка - на 1,2% по сравнению с 2008 годом - до 39,4 млрд грн.
Рост этих показателей обеспечила активизация транзитных перевозок - в прошлом году выручка от них выросла почти на треть. Кроме увеличения объемов перевозок свою роль сыграла и девальвация гривны - ведь плата за транзитные перевозки осуществляется в иностранной валюте, пишет издание, ссылаясь на директора Центра политического и экономического анализа Александра Каву.
Также в прошлом году изменились тарифы на грузоперевозки - в мае прошлого года вступил в действие их новый сборник. «В результате перевозки грузов в частных вагонах стали менее выгодны, так как был увеличен тариф на перевозку пустых вагонов», - отмечает руководитель консультирующей Укрзалізницю исследовательской компании Менеджмент консалтинг групп Дмитрий Подтуркин.
Эти факторы перевесили, в частности, предоставление в прошлом году скидок предприятиям горно-металлургического и химического комплексов, а также задолженность угледобывающих предприятий перед Укрзалізницей, на 1 января достигшая почти 590 млн грн.
Тем не менее, в прошлом году Укрзаліниця почти не вкладывала в развитие, пишет Коммерсантъ-Украина. По словам Дмитрия Подтуркина, монополия закупила в прошлом году 1000 грузовых вагонов, что вдвое меньше запланированного. А электровоз постоянного тока был куплен лишь один. По мнению Кавы, если тенденция продолжится, уже через несколько лет тяговой и вагонный подвижный состав значительно износятся. Например, Донецкая и Приднепровская железные дороги, на которые приходится значительная часть перевозок, по словам эксперта, до сих пор эксплуатируют несколько сотен электровозов БЛ-8. «Эти электровозы были разработаны еще в 1953 году, а выпускались серийно с 1955-го по 1967 год. Они ездят на честном слове», - говорит эксперт.
По мнению Подтуркина, предоставленный Укрзалізницей рост прибыли необходимостью наполнения доходной части госбюджета.
Раннее руководство перевозчика не раз заявляло о намерении использовать транзитный потенциал Укрзалізниці - географическое положение страны этому только способствует. Но до сих пор доля транзитных грузов, обслуживаемых монополистом, не достигла и 20% от общего грузопотока.
Коментарі