В отличие от компаний большого бизнеса, не работающих непосредственно с каждым потребителем, оператор связи — компания прямого действия. У нас 18 млн. абонентов, каждый из которых ежемесячно выделяет определенную сумму на оплату услуг связи.
Налоговые органы уделяют телекоммуникациям большое внимание
Поэтому мы — своеобразный лакмус экономики, состояния отрасли и отдельных граждан.
Почему сегодня европейские операторы могут внедрять новые технологии — UMTS, думать об LTE, показывать IPTV, а украинские только прицеливаются и решают, как это сделать дешевле? К сожалению, в результате экономического спада серьезно сократились доходы населения. По последним исследованиям (данные Института демографии и социальных исследований (ИДСИ) НАН Украины), украинцы получают самые низкие зарплаты в Европе, ниже, чем в России и Молдове. И это — тревожная тенденция.
Мы надеемся, что руководство страны осознает эту угрозу и будет нацелено на оздоровление экономики. бизнеса — основы экономики любой страны.
Налоги
В контексте поддержки бизнеса важна разумная и сбалансированная налоговая политика. Большие налоги отразятся на операторах, которые будут вынуждены значительную часть своей прибыли отчислять в виде налогов в госбюджет. Это неизбежно приведет к высоким ценам. В результате рынок телекоммуникаций будет развиваться медленнее, операторы инвестируют меньше средств, будут медленнее внедрять инновационные услуги и технологии, меньше создавать рабочих мест. В минусе окажутся все — и потребители, и государство.
Сегодня налоговые органы проявляют большую активность и внимание к нашей отрасли. Безусловно, телекоммуникации являются одной из самых рентабельных и пока еще инвестиционно привлекательных отраслей. С другой стороны, отрасль требует и огромных инвестиций в развитие инфраструктуры.
Есть и более частные, но тем не менее негативно влияющие на отрасль решения. Например, дополнительный сбор в Пенсионный фонд, который в свое время был введен как налог на роскошь (сначала 6%, потом 7,5%). Это было актуально, когда на рынке было несколько сотен тысяч абонентов, каждый из которых платил за связь по $100 в месяц. Сегодня, когда проникновение мобильной связи составляет более 114% и она превратилась в абсолютно доступную услугу, заставлять практически все население Украины платить «за роскошь» не представляется логичным.
Отраслевое регулирование
Один из ключевых вопросов в регулировании рынка связи — долгосрочное планирование его развития. Недальновидная политика распределения частот в прошлом сегодня привела к тому, что частоты, на которых работают операторы, находятся в разных диапазонах, это делает невозможным развитие на базе существующих лицензий новых технологий связи 3-го и 4-го поколений. Вопрос, который очень часто задают наши зарубежные партнеры: почему в Украине нет 3G? С точки зрения нормальной бизнес-логики, то, как развивается UMTS в Украине, необъяснимо. Государством были созданы эксклюзивные условия развития 3G для государственной компании с ограниченными возможностями внедрения технологии и продвижения услуг. В результате в Украине нет ни национального покрытия, ни нормальной скорости, ни мощного позиционирования, ни адекватных рынку цен на услуги. Украинский потребитель не видит преимуществ технологии, а сама идея развития UMTS скомпрометирована ради обеспечения монополии государственного оператора на 3G-частоты. Регулирование рынка должно быть сбалансированным: отсутствие принципиальной регуляторики — тоже минус. Государство в Украине не вмешивалось в конкуренцию. Поэтому использование игроками демпинга привело к формированию рынка на очень низком ценовом уровне. В результате несколько операторов, претендующих на статус заметных игроков на рынке, сегодня являются глубоко убыточными.
Невмешательство регулятора в политику «Укртелекома» также привело к негативным последствиям. Все операторы мобильного рынка весь год прожили без договоров с «Укртелекомом», не велись взаиморасчеты за предоставляемые услуги. На фоне ряда нерешенных проблем, тормозящих развитие и инвестирование отрасли, операторы вынуждены «отрывать» средства на финансирование не приоритетных или потерявших актуальность проектов, таких как создание базы IMEI-кодов или фонд универсальных услуг. Наконец, операторы сталкиваются со сложной и запутанной процедурой ввода в эксплуатацию объектов мобильных сетей, а местные органы власти инициируют взимание не предусмотренных законодательством дополнительных сборов.
Вместе с тем мы — оптимисты. Работая на этом рынке, мы видим его потенциал, готовы инвестировать средства, в том числе и в передовые технологии связи, и очень рассчитываем на поддержку государства.
Марк БУРДЕН
член совета директоров Американской торговой палаты, финансовый директор «МТС»
Коментарі