Если бы обычный украинский гражданин на протяжении последних пяти лет ежемесячно откладывал по 10% своей зарплаты на депозит в долларах, он мог бы накопить около 47 тыс. грн. Накопления в золотых слитках за этот же период составили бы всего 17,7 тыс. грн.
Чтобы стать миллионером, среднему украинцу придется копить деньги 81 год
Еще меньше инвестор накопил бы, откладывая деньги на депозитном счете в гривне: 12,1 тыс. грн за пятилетку. Инвестируя в фондовый рынок (индекс ПФТС) и паевые инвестфонды, он скопил бы 11 тыс. грн. Инвестиции во вторичный рынок недвижимости позволили бы ему собрать 7 тыс. грн.
Эти данные — результаты собственного редакционного исследования. Мы задались вопросом: может ли среднестатистический украинец стать миллионером за несколько лет, следуя одному из главных советов западных финансовых гуру: регулярно инвестируя 10% своего дохода. Большинство иностранных финансовых консультантов уверяют, что даже при мизерном доходе всего за 5–10 лет можно скопить миллион, главное — постоянно реинвестировать полученную прибыль.
Безусловно, наше исследование достаточно примитивное и не учитывает нескольких важных факторов. Во-первых, долю инвестиций (10% от дохода) мы высчитали исходя из официальной средней заработной платы, рассчитываемой Госкомстатом. Естественно, эти данные занижены и не отражают реальное вознаграждение украинских граждан. В 2005 году средняя официальная зарплата составляла 640,86 грн. Для депрессивных регионов этот размер вознаграждения в принципе соответствовал реальности, но вот для городов-миллионников — вряд ли. Впрочем, средний доход в отдельных депрессивных регионах мог быть даже выше: люди часто получают дополнительные средства к существованию от небольшого собственного дела (перепродажи товаров, выращивания фруктов и овощей, предоставления услуг).
Во-вторых, накопления нашого гипотетического инвестора при вложении средств в недвижимость или индекс ПФТС — умозрительные. Мы рассчитали ежемесячную доходность каждого из этих инструментов и прибавили полученный процент к ежемесячным накоплениям. Однако в реальности вкладывать по 100– 200 грн в недвижимость или фондовый рынок невозможно. На этих рынках предпочтительно оперировать суммами от 100 тыс., причем не гривен, а долларов. Зато мелкие инвестиции возможны на депозитном рынке, в некоторых случаях — на рынке паевых инвестфондов.
Впрочем, мы приняли во внимание первый фактор и дополнительно рассчитали накопления среднестатистического украинца на основе возможных реальных, а не официальных зарплат. Предположительно, в декабре 2009-го средняя по стране зарплата составляла не 1955 грн, как сообщает Госкомстат, а в два раза больше — 4000 тыс. грн (с учетом выплат в конвертах). Но и в этом случае пятилетние накопления были бы небольшими: 94 тыс. грн — депозиты в долларах, 35 тыс. грн — золото, 24,2 тыс. грн — депозиты в гривне, 22 тыс. грн — паевые инвестфонды, 14 тыс. грн — недвижимость.
Почему суммы не так уж велики? Для того чтобы скопить миллион за 5–10 лет, требуется инвестировать не 100 или 400 грн в месяц, а 100 тыс. грн в год. При этом ставка доходности должна быть не менее 10%. При таких доходности и сумме инвестиций стать миллионером реально уже на седьмом году накоплений. К концу десятого года общий объем средств достигнет 1,7 млн грн.
У большинства наших граждан нет 100 тыс грн. При нашем среднем уровне доходов (скажем, 4 тыс. грн в месяц) нам придется копить миллион гривен в течение… 81 года. И при этом ставка доходности не должна опускаться ниже 10%.
Кстати, стабильность финансовых рынков — мечта любого консервативного инвестора. Упомянутые выше 47 тыс. грн, накопленные на депозитном счете в долларах инвестором с «госкомстатовским» доходом, на самом деле большая удача для него. Эти деньги реально было собрать только из-за девальвации гривны: буквально за несколько месяцев в конце 2008-го — начале 2009-го нацвалюта потеряла 38% своей стоимости, и относительно небольшая сумма накоплений (около 6 тыс. долларов) вдруг превратилась из 30 тыс. грн в 47–48 тыс. грн.
Однако гораздо чаще отечественных инвесторов преследуют неудачи. Небольшие накопления по итогам пятилетки при инвестициях в фондовый рынок или открытые ПИФы — результат резкого падения стоимости активов. В декабре 2007-го наш гипотетический инвестор, вкладывавший часть своего дохода в индекс ПФТС, собрал 9,5 тыс. грн. Если бы рынок продолжил расти, к концу 2009-го инвестор мог бы выйти на сумму в 15–20 тыс. грн. Но к октябрю 2008-го две трети его сбережений сгорели — к тому моменту у инвестора оставалось всего 3185 грн. Та же ситуация и с ПИФами. Три года подряд вложения в открытые фонды приносили инвесторам в среднем 42% годовых, но в 2008-м вкладчики потеряли треть своего капитала.
Но если инвестиции в Украине — столь рисковое дело, может, выгоднее откладывать деньги «под матрас»? Нисколько не выгоднее. По нашим расчетам, матрасные инвестиции за последние пять лет принесли бы инвестору всего 8 тыс. грн — чуть больше, чем при инвестициях в обвалившуюся вторичную недвижимость.
На самом деле инвестировать нужно. Главное при вложении средств в условиях украинских реалий — постоянно отслеживать доходность инструмента, анализировать его надежность. Этого, на первый взгляд, простейшего правила многие отечественные вкладчики почему-то не придерживались, когда в 2008-м рухнул фондовый рынок и рынок инвестфондов, а в 2009 году — несколько крупных банков.
Коментарі