У компаний, которые не знают, как занять в кризис сотрудников, есть альтернатива. Вместо того, чтобы распрощаться с подчиненными навсегда, руководство может отдать рабочие руки «в аренду» другим фирмам – порой даже конкурентам.
В кризис компании сдают своих сотрудников «в аренду»
Так удается избежать сокращений, а в случае появления заказов не придется опять заниматься рекрутингом. Сотрудники не теряют квалификации и не расстраиваются из-за вынужденных отпусков. Заодно можно перенять полезный опыт у коллег.
Чтобы люди не ушли
В Британии все больше работодателей готовы участвовать в сервисах по аренде рабочей силы. Cайт обмена работниками запустила некоммерческая организация Work Wise. Там фирмам, у которых простаивают профессионалы в области консалтинга, финансов и т.д., было предложено «сдавать» их на время (конечно, с согласия работника) благотворительным фондам, пишет Slon.ru.
Схема оказалась востребованной, и Work Wise решила открыть сервис для всех желающих. «Компания-арендодатель» может разместить на сайте данные свободных сотрудников, а «арендатор» выбирает тех, кто понравится. Work Wise взимает с каждого «арендодателя» по 50 фунтов в год и 7,5% комиссию от суммы сделки.
Вслед за проектом Work Wise появился и аналогичный сервис StaffShare.net, где дело сразу поставили на коммерческую основу. 10 кандидатов (описаны их навыки, возможный уровень загрузки, почасовая ставка) сайт показывает бесплатно, дальше нужно платить.
А британская ассоциация разработчиков компьютерных игр Tiga запустила похожий проект для своих членов. Он направлен не столько против кризиса, сколько против утечки ценных кадров заграницу. Загрузка в отрасли неравномерная, на каких-то этапах проекта художникам или программистам приходится просиживать штаны. Чтобы более эффективно использовать рабочие руки, можно ими делиться на время. В Tiga не раскрывают статистику использования сервиса, но говорят, например, что в декабре один из участников проекта временно нанял 20 человек из других компаний отрасли.
Услуга аренды, которую продвигают британцы, – это вариант традиционного аутстаффинга, когда часть персонала компании формально числится в кадровом агентстве или консалтинговой фирме. Отличие в том, что здесь речь идет о работе на короткий период, в среднем 1–2 месяца, а то и меньше.
Это также похоже на практику некоторых консалтинговых фирм, которые предлагают своим сотрудникам в качестве стажировки несколько месяцев поработать в одной из партнерских некоммерческих или правительственных организаций. Зарплату стажеры получают у фактического работодателя, но место за ними сохраняется в фирме.
Консультанты в аренду
В России компании начали предоставлять своих сотрудников «в аренду» еще до кризиса. Обменивались небольшие строительные компании, которые из-за нехватки подрядов не всегда могли занять своих сотрудников. Но сейчас они и без аренды могут найти рабочие руки за копейки.
Чаще занимались обменом консалтинговые компании, потребность в кадрах которых так же сильно зависит от количества заказов. «Бизнес консалтинг групп» и прежде нанимала на свои проекты простаивающих консультантов других компаний. Как рассказала управляющий партнер PM Team Марина Вишнякова, ее фирма договорилась с немецкой консалтинговой компанией о том, чтобы делиться на время сотрудниками. Но искать сотрудника через общедоступный сайт Вишнякова не стала бы, – слишком рискованно.
«Арендовать» художников и дизайнеров еще сложнее, считает руководитель отдела маркетинга Kelly Services Жанна Волкова. Представители творческих профессий чаще работают как фрилансеры, и если им нечем заняться у основного работодателя, то сразу стараются найти подработку на стороне.
Сложный договор
Генеральный директор «Анеста Аудит» Елена Стрелкова также говорит, что «кадрообменные сети» лучше строить на основе уже имеющегося партнерства
когда есть достаточный уровень доверия. Аренда логичнее, если консультанты оказывают услуги разного типа или взаимодополняющие, считает Вишнякова.
Одно дело – «арендовать» системного администратора, говорит вице-президент «БрокерКредитСервис» Юрий Минцев, и другое – работать с менеджерами конкурентов, которые могут увести клиентскую базу или управленческое ноу-хау. Еще об одном препятствии говорит партнер Strategy Partners Филип Модиано: стоимость услуг временного консультанта нельзя оценивать по внутренней тарифной сетке компании-«арендатора», и договориться о справедливой цене непросто.
Есть и моральная сторона дела. Когда компания не развивается, но пытается заработать на «продаже» своих сотрудников – это кощунство, считает глава PR-агентства «Простор: PR & Консалтинг» Роман Масленников.
Профсоюзы тоже настороженно относятся к «аренде» рабочей силы, как и к другим вариантам аутстаффинга. Когда работник оформлен в одной компании, а фактически работает в другом месте, уровень социальной защиты человека падает, уверен секретарь ФНПР Александр Шершуков. В случае проблем с выплатой зарплаты или нарушением условий труда непонятно, кто остается крайним.
Впрочем, Шершуков согласен, что если тщательно прописать условия «аренды», то она допустима. Он считает, что договор должны заключать не только компании («арендодатель» и «арендатор»): работник тоже должен оформить отношения как с фактическим, так и с официальным работодателем, чтобы избежать спорных ситуаций: к примеру, кто будет оплачивать больничный, или как решать вопросы, связанные с нарушением правил охраны труда.
«Аренда» простаивающей рабочей силы могла бы быть неплохой заменой для системы общественных работ. Компании меньше теряют, чем в случае, когда держат сотрудников в вынужденных отпусках и платят 2/3 зарплаты. Снижается и нагрузка на государство.
Но необходимость выстраивать сложные договоры многих отпугнет, да и нужно разбираться с управленческими последствиями «аренды»: например, с реакцией сотрудников на то, что кто-то из них работает на стороне и, возможно, получает больше, а также предпринимать какие-то меры по удержанию «арендованных» кадров. Большинству руководителей проще или сразу уволить, или содержать людей дальше, надеясь на скорое окончание кризиса.
Коментарі