В уходящем году было чего бояться. Увольнения, потеря квартиры, девальвация, свиной грипп – те страхи, которые держали наших граждан в напряжении на протяжении целого года.
Чего боялись украинцы в 2009 году
Некоторые из них распространялись сами по каналу «сарафанного радио», другие распространяли государственные и общественные деятели – все помнят заявление кандидата в президенты Инны Богословской о начале эпидемии легочной чумы в Западных регионах страны.
Как отмечает Slon.ru, некоторые страхи будут не менее живучи в 2010 году: страх девальвации скорее всего, останется в 2010-м, но страх потери работы и квартиры в результате невозможности платить по кредиту будет не менее, а может быть и более сильным в 2009 году. Бизнесмены и политики ожидают второй серьезной волны увольнений в наступающем году, с потерей работы граждане потеряют возможность платить по кредиту. В 2010 году у многих заканчивается срок реструктуризации ипотечного кредита, а как платить – так и неизвестно.
В 2009 году свои страхи были у банкиров, участников финансовых рынков, строителей и торговцев. Вот 7 основных из них, которые желательно оставить в уходящем году.
1. Вторая волна, новый Lehman Brothers и глобальный обвал
О второй волне кризиса начали говорить сразу же, как немного схлынула первая. Весной 2009 года чуть ли не все чиновники поспешили заявить о грядущих проблемах в финансовой системе, вызванных, прежде всего, кризисом неплатежей.
Волну ждали осенью, на которую приходился пик платежей компаний и банков по кредитам, в том числе иностранным. Проблем обещали добавить и кредиты, которые банки со скрипом выдавали населению и компаниям в первой половине 2009 года.
Осень прошла, второй волны не случилось, Dubai World не стал новым Lehman Brothers, новый коллапс «перенесли» на первую половину 2010 года.
2. Мировой кризис не закончится никогда
Главный страх начала 2009 года: центробанкам мира не хватит денег для того, чтобы загасить «пожар» кризиса. Эксперты гадали: с кризисом удалось справиться, или это просто небольшая передышка перед новым, и, возможно, последним боем? В феврале директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, например, заявил, что деньги на борьбу с кризисом у фонда закончатся уже через полгода.
Тем не менее, с сентября 2008 по сентябрь 2009 года центробанки мира потратили «на кризис» около 10 трлн долларов. Паники по поводу нехватки средств вроде бы не наблюдается, но многие государства боролись с кризисом в долг. Долг этот уже угрожает стабильности мировой экономической системы – совокупный его размер в основных промышленно-развитых странах в ближайшие годы приблизится к 100% их ВВП.
3. Безработица: Уволят – не уволят?
Весь год украинцы гадали, удастся ли сохранить работу. Найти новое место сокращенному было сложно по двум причинам. Во-первых, уменьшилось число вакансий. Во-вторых, редкие работодатели, готовые брать новых сотрудников, с недоверием относились к уволенным. Распространенным стало мнение «ценных – не сокращают». Особенно остро проблема стояла в первом квартале 2009 года, когда в результате массовых сокращений в конце 2008-го портал Superjob зафиксировал 24-кратное превышение количества опубликованных резюме над количеством вакансий. В спокойной ситуации резюме всего в 3 – 4 раза больше, чем вакансий. К лету – осени с работой стало немного полегче, но страх остался. И не без оснований. Крупный бизнес ожидает новой волны безработицы в первом квартале 2010 года, когда компании начнут резать «спящие ставки»: сокращать людей, которые находились в административных отпусках или работали не полный рабочий день.
4. А как же бонус?
Начавшись с протестов против миллионных премиальных западных банкиров, антибонусная кампания коснулась и Украины: многие компании лишили бонусов и премий своих сотрудников. Те же, кого эта участь минула стороной, замерли в страхе.
К концу года ситуация начала выправляться и некоторые компании начали объявлять о готовности выплатить бонусы за 2009 год. Но самое странное, американские банкиры – из-за которых все началось и которые были главным объектом атаки, – тоже получили премии! Руководители американских ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac получат по итогам года в сумме около 12 млн долларов. Это хоть и меньше прошлогодних выплат на 40%, но все же не так плохо. Правда, в Великобритании и Франции на бонусы банкиров за 2009 год, в котором банки получили беспрецедентную господдержку, введен 50-процентный налог.
5. Цены на недвижимость упадут / цены на недвижимость не упадут
Падения цен на недвижимость боялись ипотечные заемщики – вдруг банк заставит досрочно гасить кредит из-за падения стоимости залога? – и представители строительного рынка, у которых тоже обострились бы проблемы с кредиторами. Последние, впрочем, больше боялись отсутствия спроса, тем более что ипотека неожиданно стала недоступной для тех, кто раньше мог взять кредит.
Остальные граждане, не отягощенные кредитами и не работающие в строительном секторе, боялись, что цены, напротив, не упадут. Некоторые, отличающиеся особо авантюрным складом характера, на самой заре кризиса даже продавали квартиры в надежде купить что-то получше и подешевле. Для этой немногочисленной категории граждан страх «а вдруг все-таки не упадут» превратился в настоящий кошмар.
6. Чем платить по кредиту?
Пожалуй, главный страх обывателя в прошлом году. «Если я потеряю работу, как я смогу расплачиваться с долгами? Если мне понизят зарплату, мне не хватит на ежемесячный платеж и на жизнь». Эти вопросы заполняли умы сограждан, измученных ипотекой и перегруженных потребкредитами. Еще один страх: если я не смогу платить, придут приставы – и все заберут, а меня выселят на улицу.
7. Свиной грипп
Если бы политики и СМИ не пугали население свиным гриппом, может быть, оно не поддалось бы панике и не стало бы тоннам закупать антигриппозные препараты в аптеках.
Нельзя сказать, что оснований для соблюдения мер предосторожности не было: испанка, унесшая от 25 млн до 70 млн жизней в начале прошлого века, тоже вызывалась вирусом, именуемым H1N1. 11 июня 2009 года ВОЗ объявила о пандемии гриппа – первой пандемии за последние 40 лет. В прессе то и дело появлялись сообщения о смерти от свиного гриппа, точнее, от вызываемой им пневмонии. Между тем, согласно данным Гарвардской медицинской школы, смертность от «свиного гриппа» составляет 0,007% от числа заболевших. Показатель смертности от обычного сезонного гриппа и то выше.
Коментарі