Нефтяной пузырь лопнул, но нефтяные компании пострадали от этого меньше всех. Они увеличили добычу, вернули прошлогоднюю рентабельность. А сделки в нефтяном секторе превысили $13 млрд.
Нефтяные компании России меньше всего пострадали от падения цен
Нефтяники в один голос говорят, что год прошел вполне удачно. «Были готовы к худшему, рассчитывали на лучшее, и наши ожидания во многом оправдались», — подводит итоги заместитель гендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев.
Прошлой осенью капитализация всей российской нефтянки вместе с «Новатэком» не дотягивала до одной бразильской Petrobras. К декабрю 2008 г. цена Urals рухнула до $32 за баррель — после рекордных $140,6 в июле! Нефтяники наперебой заявляли об убытках. Но уже во II квартале 2009 г. они вернули прошлогоднюю рентабельность. Сказались укрепление доллара и сокращение расходов. Urals тоже возвращала позиции: ее средняя цена с начала года — $61, разумный уровень, отмечает Яковлев. Сильно помогли решения правительства, особенно по экспортной пошлине, подчеркивает исполнительный директор и совладелец ТНК-BP Герман Хан.
Все это позволило России на 0,8-1% увеличить добычу нефти к уровню 2008 г. Для сравнения: добыча газа снизится на 13-14%. Мировая экономика потеряет 11,9%, прогнозирует МВФ, уходящий год обернулся коллапсом для нее.
«Кризис может предоставить хорошие возможности на рынке M&A, — констатирует Яковлев. — Ситуация изменилась в лучшую сторону. И мы достаточно быстро адаптировались». Уже в первом полугодии сумма 100 крупнейших нефтегазовых сделок мира превысила $96,7 млрд (+10% к 2008 г., по оценкам PricewaterhouseCoopers).
По итогам 2009 г. стоимость сделок в нефтяной отрасли России превысила $13 млрд. И это только по четырем крупнейшим покупателям: группа «Газпром» ($6,5 млрд), «Лукойл» ($2,6 млрд), АФК «Система» ($2 млрд) и «Сургутнефтегаз» ($1,9 млрд) — с учетом сбытовых сетей, акций европейских НПЗ и проч. В 2008 г. больше траты были только у «Лукойла» — около $6 млрд, и то половина пришлась на покупку ТГК-8.
Самая большая часть расходов «Газпрома», $4,1 млрд, пошла на выкуп 20% «дочки» -«Газпром нефти». Но и «Газпром нефть» вела себя агрессивно: добыча компании падает, ей нужна «свежая кровь», объясняет менеджер «Газпрома». В марте «Газпром нефть» хотела купить «Русснефть» у Олега Дерипаски. Но не договорилась и в апреле нашла новую цель — Sibir Energy, на скупку 55% которой потратила в итоге почти $1,7 млрд.
На эту компанию был и другой претендент — ТНК-BP: Sibir практически контролирует московский рынок нефтепродуктов, поскольку владеет Московским НПЗ и сбытовой сетью, плюс она ведет добычу в Сибири. Но оферта ТНК-BP не продержалась и дня, «Газпром нефть» перебила цену, подняв ее на 16%. Конкурент отступил: у «Газпром нефти» уже была доля в НПЗ, было понятно, что она будет играть с ценой, вспоминает менеджер ТНК-BP.
Самая крупная сделка «Лукойла» — выкуп 46% в Lukarco у британской BP ($1,6 млрд). А самая значимая — выигранный контракт на гигантское месторождение Западная Курна — 2 в Ираке в партнерстве с норвежской Statoil. «Мы мечтали о ней и боролись за нее больше десятка лет и наконец получили», — радуется вице-президент и совладелец «Лукойла» Леонид Федун. Курна — по-настоящему прорывной проект, заверяет он: «Сейчас в России мы добываем 95 млн т в год на 26 000 скважин, а там тот же объем будем получать с 360 скважин, себестоимость добычи очень низкая». Правда, владельцем недр остался Ирак, у «Лукойла» — сервисный контракт; первая нефть будет в 2013 г., а когда добыча выйдет на пик, не известно.
Третья по расходам — АФК «Система» — потратила $2 млрд на контрольные пакеты «Башнефти», четырех уфимских НПЗ и сбытового «Башкирнефтепродукта». Блокпакеты этих компаний группа купила еще в 2005 г., тогда она называла это финансовой инвестицией. Теперь актив стал вполне стратегическим: «Система» сделает из «Башнефти» новый вертикально-интегрированный холдинг. Плюс возможна покупка доли в «Русснефти», заявлял недавно основной владелец «Системы» Владимир Евтушенков.
Не удержался от приобретений даже «Сургутнефтегаз», самая бережливая и самая богатая нефтяная компания страны — на 1 октября у нее скопился почти $21 млрд. В апреле был куплен 21% венгерской MOL, это крупнейшая сделка в истории «Сургута», но никакой выгоды компания пока не получила: MOL активно сопротивляется, «Сургутнефтегаз» до сих пор не внесен в реестр ее акционеров.
Основные игроки на рынке определились, уверен Федун, крупных слияний и поглощений в нефтянке не будет.
Ждут компании и стабильности с ценами. «В 2010 г. и последующие 2-3 года цена нефти будет в пределах $60-80 за баррель, а курс доллара — 28-31 руб.», — считает Федун. На 2010 г. наиболее вероятный сценарий — $75 за баррель Brent и 29 руб./$, сообщает Яковлев. В общем, новые прогнозы лучше, чем были в 2008 г. на 2009-й, резюмирует Хан.
Небольшой рост или стагнация нам обеспечены до 2014 г., заключает Федун, но потом, если не принять стимулирующих мер, снова грозит падение из-за исчерпанности западносибирских месторождений.
Коментарі