Самой доходной компанией по итогам первой половины 2009 года стал НАК «Нефтегаз Украины», самой прибыльной — «Киевстар». Таковы результаты украинского бизнес-рейтинга «ТОП-100. Крупнейшие компании Украины», который составлен издательством «Экономика».
Самой доходной компанией Украины назван «Нефтегаз»
Как пишет газета «Дело», суммарный доход предприятий, вошедших в первую сотню, по итогам первого полугодия 2009 года достиг 334 млрд.грн. Это 85,5% от номинального ВВП Украины за этот период.
«Треть от этой суммы приходится на нефтегазовый сектор, 20% — на металлургию и около 18% — на энергетику. При этом в сравнении с прошлым годом металлургия уменьшила свою доходность на 40%, нефтегазовый сектор ужался на 4,5%, а энергетика выросла. Правда, всего на 4%. Зато существенный рост показали пищевая, табачная отрасли, а также розница и фармацевтика. Даже в условиях кризиса они существенно (на 20-50%) нарастили свою доходность», — отмечает издание.
Самой доходной компанией, согласно данным журнала «ТОП-100», стала НАК «Нефтегаз Украины». По результатам первого полугодия выручка компании превысила 42 млрд.грн. Впрочем, это не помешало украинскому газовому монополисту завоевать статус и самой убыточной компании. В графе «чистая прибыль» значится около 2 млрд.грн. со значком минус. Статус самой прибыльной компании получил «Киевстар». За первое полугодие мобильный оператор заработал 2,1 млрд.грн., при этом чистый доход компании составил 5,7 млрд.
В нефтегазовом комплексе первое полугодие было наиболее успешным для компаний, которые занимаются добычей и торговлей газом — практически все операторы этого рынка показали положительную динамику роста доходности по сравнению с январем-июнем 2008 г. Увеличить доход компаниям позволило подорожание «голубого» топлива.
Противоположная ситуация у нефтетрейдеров — по сравнению с прошлым годом практически все показали минус либо минимальный рост. Так, единственный из «ТОП-100» нефтетрейдер, который нарастил в январе-июне чистый доход, это «Лукойл-Украина» — рост составил 0,1%. И хотя так же, как и газ, нефтепродукты в этом году дорожали, тем не менее темпы сокращения их потребления оказались еще выше, что и стало причиной сокращения доходности.
Аналогичная ситуация и у металлургических компаний, которые в первом полугодии 2009 года сократили доходность на 38,41%. В целом для металлургов ситуация уже более года стабильно плохая — на внешних рынках спрос на металлопродукцию остается низким, внутренний же рынок и вовсе практически ничего не потребляет.
Среди крупнейших предприятий отрасли больше всего доходность в январе-июне этого года упала у подконтрольного Владимиру Бойко Мариупольского меткомбината им. Ильича — на 60,5%. Причиной этого стало падение спроса на внешних рынках на основной продукт комбината — плоский прокат, который используется в машиностроении.
Не намного лучше ситуация была и на крупнейшем метпредприятии страны, принадлежащем индийскому миллиардеру Лакшми Митталу, — «АрселорМитал Кривой Рог» (чистый доход в I полугодии упал на 52,4%). Криворожский комбинат подвели в первую очередь строители, которые последнее время сократили либо и вовсе прекратили закупки арматуры — профильного продукта предприятия.
В минус ушли и другие представители металлургической отрасли — производители труб. Единственной компанией, которая сумела, причем значительно — на 157,9% увеличить за первые6 месяцев 2009 года чистый доход, стал Харцызский трубный завод, входящий в структуру холдинга «Метинвест». Обеспечить себе завидное положение в отрасли заводу позволило участие в строительстве газопровода Средняя Азия — Китай: компания победила в тендере на поставку труб для одного из участков проекта (Узбекистан — Казахстан).
Среди энергетиков доходность выросла у компаний, которые занимаются дистрибуцией, а также производством электроэнергии на гидро и атомных электростанциях.
Среди машиностроителей первое полугодие 2009 года было успешным для компаний, производящих оборудование, которое используется в топливно-энергетическом комплексе — все крупные предприятия энергетического машиностроения показали плюс по сравнению с I полугодием 2008 г.
Производителям же транспортной техники повезло намного меньше. А точнее, вообще не повезло — падение доходности компаний в январе-июне в этом сегменте отрасли составило от 40% до 94%.
Достаточно успешно переживает кризис пищевая промышленность — за первые 6 месяцев 2009 года компании этой отрасли увеличили доходность в среднем на 46%. Нет повода жаловаться на жизнь и у представителей смежной сферы деятельности — розничного продуктового ритейла (доходность компаний в январе-июне выросла на 26,6%).
Устойчивый иммунитет в условиях кризиса в первом полугодии 2009 года показал рынок телекоммуникаций (доходность компаний, работающих на этом рынке, в среднем за полгода выросла на 3,2%). Тем не менее крупнейшие украинские операторы мобильной связи «Киевстар» и «УМС» (ТМ «МТС-Украина») показали отрицательную динамику роста доходности за этот период (-7,1% и -8,9% соответственно).
Коментарі