Мінфін - Курси валют України

Встановити
18 листопада 2009, 17:30

Как сделать карьеру за рубежом

В этом есть доля правды. Но, как уверяет Виктория Цомая, международный специалист по маркетингу, член Королевского института маркетинга (Лондон), такая карьера зависит от амбиций, связей, готовности пойти на риск. «Я знаю многих бывших коллег, которые, получив международное назначение, остались за рубежом. К примеру, у меня есть знакомые, кто, проработав несколько лет в Лондоне, организовал там собственную компанию по маркетинговому консалтингу. Это лишь один из примеров», — говорит г-жа Цомая.

Три способа сделать карьеру

Существует несколько способов сделать международную карьеру. Первый — получить диплом МВА, ведущей западной бизнес-школы, и принять предложение от иностранной компании. Второй — сделать локальную карьеру в украинском представительстве международной компании и войти в корпоративный кадровый резерв. Случаи переезда на работу в другие представительства корпораций хотя и редки, но возможны. Третий — поехать работать в зарубежный офис украинской компании, которая осуществляет активную географическую экспансию, пишут Контракты.

Устроиться на работу за границей самостоятельно очень сложно — этому часто мешает законодательство. В последнее время принимающей стороне приходится обосновывать в местных центрах занятости, почему на ту или иную должность приглашен именно иностранец. Ведь из-за экономического кризиса многие специалисты как в Украине, так и за ее пределами остались без работы. К тому же отечественные рекрутинговые фирмы, как правило, не могут помочь в трудоустройстве за пределами страны. Такие посредники в Украине есть, но они занимаются в основном поиском рабочих, нянь и сиделок. «Если же менеджер хочет найти работу в иностранной компании, то ему лучше обращаться к локальным рекрутерам», — объясняет Алексей Долгих, коммерческий менеджер рекрутинговой компании Hudson Global Resources. Но в таком случае возникает следующий вопрос: почему иностранный работодатель должен отдать предпочтение украинскому специалисту, а не местному?

Делать международную карьеру внутри предприятий гораздо легче, особенно если это сильные FMCG-игроки, например, табачные компании, производители бытовой химии (Procter & Gamble, Unilever, Henkel, Colgate-Palmolive), продуктов питания (Kraft Foods, Mars, Nestle), пива (Karlsberg Group, Sun InBev), а также фармацевтические и хайтек-компании.

95% удачных историй зарубежной карьеры связаны с международными компаниями. Благодаря отлаженной системе оценки лидерского потенциала ценные кадры определяются на самом входе в компанию и потом постепенно интегрируются в международную структуру корпорации. Наступает момент, когда менеджмент решает применить опыт сотрудника на других географических рынках или в штаб-квартире. Этот сценарий взращивания руководителей в корпорации проверен временем, и количество таких карьерных кейсов, по словам директора компании MAIN.Search & Development в Украине Ирины Зайковской, будет расти.

По мнению Алексея Долгих, легче всего свой опыт применить за рубежом финансистам, которые используют единые стандарты международной отчетности, — их знания наиболее универсальны. Иногда назначения в другую страну получают специалисты сферы продаж и маркетинга: директора по продажам, бренд-менеджеры, маркетинг-менеджеры. Реже — производственные специалисты по управлению качеством, закупками, производством, а также генеральные менеджеры, HR и директора по логистике. Меньше всего шансов сделать международную карьеру внутри компании у бухгалтеров и юристов, ведь знание местной законодательной базы — ключевая ценность этих специалистов.

Барьеры карьериста

«Большая часть менеджеров-космополитов из Украины обосновались в России, других странах СНГ (к примеру, Беларуси, Армении, Азербайджане). Интересны и восточноевропейские рынки, здесь можно приобрести ценный опыт. Свою роль играет и схожесть менталитетов, культур, исторического прошлого», — говорит Светлана Мазур, руководитель отдела по управлению персоналом Бритиш Американ Тобакко Украина. Лондон и Нью-Йорк привлекают своей космополитичностью, а также легкостью в преодолении языкового барьера, который обязательно станет камнем преткновения, к примеру, во Франции или ОАЭ. В мировых финансовых столицах есть много возможностей реализовать себя. «Например, Citi все равно, откуда вы, главное, чтобы вы хорошо выполняли свою работу», — считает Сергей Лесик.

Но международных карьеристов среди наших соотечественников очень мало — за управленцами из Украины иностранные компании не охотятся. По словам Ирины Зайковской, в первую очередь это связано как с незрелостью местного рынка и спецификой профиля успешного украинского менеджера, так и с локальными особенностями культуры управления. «Среди плюсов отечественных специалистов: предпринимательская жилка, адаптивность, устойчивость к стрессам и переменам, целеустремленность, способность к быстрому обучению. Среди недостатков: отсутствие стратегического видения, недооценка роли команды, авторитарность, слабое владение современными управленческими технологиями. У наших топ-менеджеров пока было недостаточно времени практиковать и развивать свои управленческие таланты», — объясняет специалист.

Хотя многое зависит от отрасли и конкретной специализации. К примеру, IT-специалисты с успехом конкурируют на международном рынке с румынами, венграми и индусами. Финансисты на равных работают с иностранцами. А вот представителям коммерческих специальностей (маркетинг, продажи) порой не хватает опыта. Ничего удивительного — первый рекламный ролик в Украине появился только 15 лет назад.

Поэтому отечественные специалисты, делая карьеру за рубежом, быстро упираются в потолок. Им зачастую трудно преодолеть уровень функциональных директоров и стать, скажем, генеральными директорами. «Я знаю от силы 10–15 директоров-украинцев, которые руководят иностранными компаниями за рубежом», — рассказывает Алексей Долгих.

Жители восточноевропейских стран оказались конкурентоспособнее наших соотечественников. «Специалисты из Восточной Европы смогли быстрее наладить связи, которые теперь помогают им делать карьеру за рубежом», — говорит Виктория Цомая. За последние три-пять лет настоящий прорыв сделали польские менеджеры, проявляющие завидную гибкость, адаптивность и работоспособность.

Вред нашим специалистам наносит низкий уровень конкурентоспособности Украины, имидж страны. «Западноевропейцы, к примеру, более толерантны друг к другу и менее терпимы к выходцам из Украины и России. Наша страна слабо интегрирована в Европу, и это отражается в отношении к нам со стороны европейцев. Нужно быть в полтора раза лучше местного специалиста, чтобы завоевать авторитет внутри иностранного предприятия и претендовать на руководящую должность», — признает директор по маркетингу компании Nemiroff Алексей Брень.

Кроме того, как отмечает Алексей Долгих, украинцы тяжеловаты на подъем. Нельзя сказать, что наши соотечественники с легкостью готовы переезжать. Нас сдерживает множество факторов: семья, климат, культура, страх, ограничения бюрократического характера.

В то же время в Украине есть много возможностей для развития внутри страны. На наш рынок все еще выходят новые компании, многие рыночные ниши не заполнены.

Нередко те, кто уезжал за границу, потом возвращались на Родину. Эти специалисты всегда востребованы. «Они набираются международного опыта, который сам по себе уже бесценен. Эти знания и навыки всегда можно применить в Украине, ведь здесь больше пустующих ниш, а значит, больше перспектив», — объясняет Ярослава Смирна, директор по персоналу САН ИнБев.

В Европе специалист медленно карабкается вверх по карьерной лестнице, но зато работа там обеспечивает высокое качество жизни. А вот в России и Украине, несмотря на спартанские условия, можно быстрее получить более высокую должность. «Постоянно приходится выбирать — это вечная дилемма», — признает Алексей Брень.

На западном фронте

Международный специалист по маркетингу, член Королевского института маркетинга (Лондон) Виктория Цомая всегда стремилась колесить по миру

У нашей семьи было много друзей, работавших за рубежом, в основном, правда, на дипломатической службе. Может, поэтому мне хотелось привнести в свою профессиональную жизнь международный аспект. В институте я выбрала языковой экономический профиль, а первым местом работы стала коммерческая организация «Укримпекс». После провозглашения независимости компания унаследовала все контракты, заключенные Украиной через экспортные структуры бывшего СССР.

Мне постоянно хотелось повышать планку и к ней тянуться, чтобы потом на равных выстраивать взаимоотношения с международными партерами. Я устроилась волонтером в небольшую маркетинговую фирму в Италии. Ведь не всегда можно себя продать, а этот опыт мне был необходим.

Знание иностранных языков помогало участвовать в международных выставках, заводить нужные знакомства, продумывать партнерство. Так я и нашла итальянцев. Они создавали проект, связанный с рынками Восточной Европы, и им нужен был человек со знанием региона. Я не побоялась признаться, что проект мне интересен, и предложила сотрудничество. Итальянцы согласились. Это была маленькая победа: я получала плюс как для профессионального развития, так и для резюме.

После работы с итальянцами у меня были смешанные чувства. С одной стороны, эйфория, с другой — депрессия. Депрессия от осознания того, что ты другой — и не только в плане культуры, но и мышления. Эйфория — от того, как много еще можно постигнуть и сколько возможностей для работы за рубежом открывается перед человеком с определенными навыками.

Уже на Родине, работая на предприятии, предоставлявшем консалтинговые услуги компаниям FMCG-сектора, я познакомилась со своим будущим работодателем — Unilever. Мы организовали для них выставку, после которой мне предложили должность главы представительства в Украине. Ощущение было такое, как будто я правильно соорудила ступеньки. Для открытия представительства нужен универсальный солдат — есть определенная модель бизнеса и ее надо внедрить. Но меня интересовало не только то, чем я буду заниматься на этой позиции, а каким будет следующий шаг. В компании говорили: «Мы развиваем персонал, предоставляем возможности для международной карьеры».

Международные корпорации действительно на 100% выполняют эту функцию. Сначала мне дали возможность поработать на рынке, схожем с украинским, в Польше. Там я смогла изучить все бизнес-процессы в компании, сменив несколько должностей. А потом отправилась в Бангкок. Работа в инновационном центре Unilever в Юго-Восточной Азии стала одним из самых сложных испытаний для меня и моей семьи. Я занималась созданием новых продуктов в категории стиральных порошков и смягчителей тканей для 15 стран региона. Это был совершенно другой рынок. Но если передвигаешься в рамках одной компании, то адаптируешься к новому месту быстрее — на тебя работают внутрикорпоративные связи. Кроме того, очень важно, кто твой линейный начальник. Важно понимать задачи вышестоящего руководства, приоритеты развития бизнеса.

После Азии я сделала паузу на год. Был сложный период в семье, дети тяжело переносили местный климат, поэтому мы решили переехать в США (у меня международный брак: моя вторая половина — американец). Надо было убедиться, что у детей все в порядке со здоровьем. Да и мне хотелось отдохнуть — все-таки я долго работала на износ.

Будучи в Соединенных Штатах, получила предложение занять должность национального маркетинг-директора в САН ИнБев в Украине. Принимая предложение о работе, обращаю внимание на то, какой вызов она несет и что даст для моего развития. Украина для меня в каком-то смысле такой же интересный зарубежный рынок, как и любой другой. Логично, что после этой должности я попала за границу в центральный офис компании. Там меня нашла Бритиш Американ Тобакко и пригласила на работу в Россию, а потом в Украину, где я координировала работу трех рынков —Украины, Беларуси и Молдовы.

Я выделила бы три ключевых элемента успешной международной карьеры. Первый — это результат. Он должен быть осязаемым, видимым, чтобы менеджмент четко понимал, как он был достигнут. Второй — это коммуникация. Нужно правильно понимать стиль общения компании, в которой работаешь, доносить свое сообщение в нужные уши, уметь находить лидеров внутри организации, с которыми можно обсуждать свой карьерный план. Третий — это нетворк, сеть. Если правильно ее выстраивать, она не раз поможет.

Карьера — это постоянный труд. Можно подняться на любую ступень в иерархии компании. Вопрос в том, хочет ли сам человек расти. Ведь есть множество барьеров, которые усложняют путь международного карьериста. Например, семья. Мне повезло — муж всегда приветствовал мои международные назначения. Мы изначально приняли решение обучать детей в международной школе, чтобы в случае переезда из одной страны в другую они могли легко адаптироваться. Английский для них — первый язык.

Мешает страх перед будущим, поэтому лучше всегда продумывать заранее свой следующий шаг. Некоторые боятся потерять зону комфорта. Когда работаешь на Родине, тебя все защищает: и язык, и культура, и социум. Переехав, ты лишаешься этой защиты. И чем старше становишься, тем сложнее преодолеть этот блок. Я не раз сталкивалась с людьми, которые сначала заявляли о своей готовности делать международную карьеру, а потом отступали. В этом плане наши европейские коллеги поступают намного честнее. Они не боятся заявить о том, что не хотят или не могут делать карьеру за рубежом.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися