С 1 ноября производители сигарет подняли максимальные розничные цены на свою продукцию. Об этом сообщила Государственная налоговая администрация.
Табачники отыгрываются за счёт курильщиков
Удорожание многих марок сигарет составило 40-60%. Например, компания «Джей Ти Интернешнл Украина» подняла стоимость дешевых сигарет LD (Red, Blue) на 65% — до 7,75 грн. за пачку. «Империал Тобакко Продакшн Украина» повысила цену на «народную» «Ватру» на 43% — до 5 грн за пачку. Табачная компания «О.А.О. — Прилуки» удорожила «женские» Vogue на 50% — до 10 грн.
Таким образом табачные компании решили переложить увеличившуюся налоговую нагрузку на потребителей. При этом операторы рынка действуют на опережение, ведь закон о повышении акцизов на табачную продукцию до сих пор не вступил в силу.
22 октября Верховная Рада приняла в целом закон, который предусматривает повышение и адвалорной, и специфической ставок акциза на табачные изделия. Адвалорная ставка, которая как раз и рассчитывается, исходя из максимальной розничной цены, была повышена с 20% (выручка от оборота) до 36%. Реальный акцизный платеж по адвалорной ставке составляет 30%, так как он уменьшается на сумму налога на добавленную стоимость, который платится с оптовой цены (36% минус 20%). «Так что подорожание сигарет, если производить индексацию цены на повышение акциза, должно было составить 30-40%, не более», — заключает завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Константин Красовский. Да и сами производители прогнозировали повышение розничных цен на сигареты в среднем на 40%. Такие данные, например, приводила компания «Филип Моррис Украина». «Ради справедливости следует отметить, что не все марки сигарет были повышены в цене более чем на 40% (минимум на 33%), но все же есть много марок, которые подорожали более существенно», — добавляет Красовский.
Производители табачных изделий признают, что не ограничились индексацией цен на повышение акциза, а заложили в удорожание продукции и прибыль, но отказываются озвучивать ее размер. «Рентабельность разная, в зависимости от марки, но она минимальная. Какая — сказать не могу, это коммерческая тайна», — говорит управляющий по корпоративным вопросам «Империал Тобакко Продакшн Украина» Юрий Кишко. Он отмечает, что компания в среднем подняла цены на сигареты с фильтром на 2-3 грн.
В Коалиции гражданских организаций и инициатив «За свободную от табачного дыма Украину» назвали производителей табачных изделий «лицемерами», так как закон о повышении акцизных ставок еще не вступил в силу, поскольку не подписан президентом. «Они могли бы дождаться этого решения и поднять цены уже с декабря, хотя это означало бы для них потерю части прибыли», — добавляет Константин Красовский. Однако надежды на то, что президент ветирует закон о повышении акциза, после того как он не делал этого во время предыдущих повышений (в феврале этого года и мае), у табачников практически нет.
Производители табачных изделий традиционно аргументом против поднятия акцизов называют увеличение контрабанды. «Опыт 2000 года показывает, что продавать сигареты было фактически невозможно, когда на долю контрабандных изделий приходилось 50% общей реализации. Сегодня контрабандные сигареты дешевле на 1-1,5 грн — то есть ровно на столько, чтобы быть выгодными по цене потребителям», — сетует Юрий Кишко. По его словам, в стихийной торговле массово распространяются не только контрабандные, но и контрафактные изделия, проще говоря, подделки. Однако такие заявления провоцируют критику со стороны приверженцев повышения акцизов на табак. «Если вы считаете, что страдаете от засилья контрабанды, — обращается к производителям сигарет Константин Красовский, — то повышайте цены меньшими темпами, чем того требует повышение акциза».
Производители табачных изделий отказываются прогнозировать свои доходы и объемы производства в III-IV кварталах (данные за III квартал еще не обнародованы). По информации «Дела», за первые 9 месяцев 2009 года объем легального рынка сигарет в Украине составлял приблизительно 18 млрд грн, из них 6 млрд грн — акцизы и 3 млрд грн — НДС. То есть стоимость производства и реализации плюс прибыль — 9 млрд грн, тогда как за аналогичный период — приблизительно 8 млрд грн.
Коментарі