Мінфін - Курси валют України

Встановити
2 жовтня 2009, 11:30

Аналитический обзор нефтегазовой отрасли

Нефтяной сектор


В период с 2007 г. до конца 2008 г. инвестиции драматически раздули нефтяной рынок. После того, как в июле 2008 г. цена на нефть превысила 140 долл./баррель, цены начали падать еще быстрее, чем росли до этого, резко сократившись на 68% по сравнению с предыдущим максимумом. На данный момент после резкого и длительного спада и последующего периода возобновления сектора, цены на нефть (Brent) стабилизировались на уровне 40-50 евро за баррель.

Среднесрочный прогноз


По мнению аналитиков Erste Group, мировая экономика выходит из самой глубокой за послевоенное время рецессии, что означает лучшие перспективы для потребления нефти. В частности, экономики стран Азии (включая Китай) демонстрируют возобновление темпов роста. Экономики ОЭСР будут оставаться слабыми намного дольше – эксперты ожидают, что в США и ЕС в ближайшие несколько лет темпы роста будут оставаться на низком уровне. Относительно небольшие объемы потребления в странах ОЭСР будет сдерживать рост цен на нефть. Однако необходимо учитывать некоторые другие факторы.

«Во-первых, существует вероятность еще одной волны роста инвестиций в природные ресурсы, похожей на ту, которая предшествовала недавнему раздуванию рынка. Во-вторых, существенное сокращение инвестиций в добычу нефти может привести к недостаточному росту производственной мощности, из-за чего предложение будет едва ли удовлетворять спрос», - рассказывает Якуб Зидон, аналитик нефтегазового сектора Erste Group.

Долгосрочный ценовой прогноз – 65-68 евро за баррель


Эксперты не исключают возможности снижения цен на нефть, однако в долгосрочной перспективе прогнозируют цену в 65-68 евро за баррель. Спрос, который попал под негативное влияние рецессии, начал стабильно расти вместе с положительными тенденциями в мировой экономике в целом.

Однако аналитики отмечают, что длительное время именно фактор поставщика будет, в первую очередь, определять динамику цен. Учитывая, что добыча становится все дороже и требует намного больших капиталовложений, чем существуют на сегодняшний день (согласно исследованиям, до 80% инфраструктуры должно быть заменено до 2020 года), а большинство нефтяных месторождений и, соответственно, стран-производителей нефти уже прошли пик своей продуктивности, в далекой перспективе аналитики Erste Group ожидают роста цен на нефть.

Газовый сектор

За последний период самой лучшей новостью в газовом секторе стало увеличение прибылей вертикально- интегрированных компаний, таких как OMV. Например, OMV занимается разработкой месторождений и добычей газа (в Австрии, Румынии и др.), снабжением и хранением газа (газохранилище в Баумгартене и собственные газовые трубопроводы), а также самостоятельно занимается продажей продукции (Econgas).

Газовый сектор все еще не является основным источником прибыли нефтегазовых компаний (8,5% чистой прибыли до налогообложения компании OMV), однако имеет большой потенциал роста за счет строительства газовых трубопроводов в Европу, газохранилищ и т.д.

В европейском регионе в течение последнего времени газовый сектор является наиболее стабильным и практически не ощутил влияния рецессии (транспортировка, хранение), и таким образом обеспечивает чрезвычайно стабильные денежные потоки, считают аналитики Erste Group.

С другой стороны, под воздействием общего экономического спада, ожидается сокращение продаж в связи с уменьшением спроса, в частности со стороны промышленности всего региона.

Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, которые будут способствовать росту значимости газового сегмента в будущем:

- продолжение диверсификации долгосрочного снабжения, включая доступ к новым источникам снабжения;

- строительство новых трубопроводов (например, Nabucco);

- строительство нескольких терминалов разрежённого природного газа (РПГ) – Gate РПГ в Роттердаме, Adria РПГ в Хорватии;

- строительство газовых электростанций (новое явление в нефтегазовом секторе);

- последующее расширение существующей газотранспортной сети с целью увеличения транспортной мощности.

Проект Nabucco – улучшение диверсификации, однако уменьшение зависимости от России маловероятно


Аналитики считают, что для развития проекта в будущем крайне важна политическая поддержка со стороны Турции (как важнейшей транзитной страны), с другой стороны, консорциум все еще не нашел гарантированных поставщиков газа. Азербайджан и Туркменистан предварительно подтвердили свое участие в других проектах (South Stream, нефтепровод в Китай), тогда как Иран, невзирая на его огромные резервы, не может стать поставщиком для Nabucco из-за политического климата.

Среди «запасных» вариантов поставщиков эксперты выделяют Ирак, поскольку эта страна имеет огромные неразработанные месторождения природного газа, к тому же такие компании, как OMV и MOL, уже объявили о своих намерениях разработки месторождений и добычи нефти и газа в стране. Ввиду этого, регион не сможет значительно уменьшить свою зависимость от природных ресурсов России.

По мнению экспертов, основным достижением этих проектов (Nabucco, South Stream, Blue Stream и т.д.) станет диверсификация, которая является лишь половиной пути к стабилизации системы.

Политика Газпрома дает дополнительный толчок для альтернативных проектов


В последнее время у Газпрома возникли проблемы с импортом газа из Центральной Азии, в частности из Туркменистана. Газпром имеет долгосрочные контракты с центральноазиатскими странами с фиксированной ценой 300-350 долларов за тысячу кубометров газа. После стремительного падения цен на нефть во втором квартале 2009 года средняя цена в Европе и Турции снизилась до уровня 290 долларов за кубометр, для Украины – до 270 долларов за кубометр. В третьем квартале цена на газ продолжила снижаться – до 210 долларов в Европе и Турции и до 198 долларов в Украине.

Учитывая эти тенденции, во втором квартале Газпром существенно сократил импорт газа из Центральной Азии до 3,1 млрд. кубометров, тогда как общие объемы экспорта в страны СНГ и Европы составили 42,3 млрд. кубометров газа. Существенное сокращение импорта газа Газпромом из Центральной Азии стало причиной конфликтов с Туркменистаном и привело к технологическим проблемам туркменской газотранспортной системы. Вполне вероятно, что Газпром не сможет найти необходимые объемы законтрактованного газа внутри страны, к тому же газ из Центральной Азии слишком дорогой для закупок.

Сегодняшняя политика Газпрома в отношении партнеров в Центральной Азии может стать дополнительным толчком для развития проекта Nabucco, который соединит Центральную Азию и Европу без посредничества России.  


Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися