От головокружительной динамики происходящего на рынке нефти, похоже, самим нефтяникам становится плохо. За три недели цены трижды набирали максимум и трижды возвращались к минимальным значениям. Очередной спад произошел в начале третьей декады сентября. Так, 25 сентября нефть марки Brent стоила $64,6 за баррель, а российская Urals — $64,0 за баррель.
Вслед за нефтью в конце сентября потянулись вниз цены на нефтепродукты. Стоимость премиального бензина опустилась до значений середины июля, а цена дизтоплива — до значений двухмесячной давности. Так, 25 сентября бензин А-95 стоил $598 за тонну, а российское дизельное топливо — $528 за тонну. В среднем топливо на европейском рынке с начала месяца потеряло в цене 6-7%, и, возможно, это еще не предел для осеннего сезона.
Аналитический обзор: Рынок нефти и нефтепродуктов
Опт теряет в цене
На рынке Украины также были отмечены тенденции на понижение. Однако темп был не настолько стремительным по сравнению с европейским. За неделю в прайсах заводов «пятый» потерял 400 грн. на тонне и стал стоить 8,6 тыс. грн. за тонну. При этом на рынке встречались предложения лисичанского бензина А-95 по 8,4 тыс. грн. за тонну.
Еще менее заметны темпы снижения цен на дизтопливо. Кременчугский НПЗ в пятницу предлагал топливо по 6,55 тыс. грн. за тонну. Однако, похоже, заводчанам придется снизить «планку», так как на пятки наступают импортные нефтепродукты, стоимость которых достигала 6,3 грн. за тонну. К тому же снижению цен способствует увеличение запасов дизтоплива на украинских НПЗ в третьей декаде сентября.
Помимо этого, на прошедшей неделе обострилась нехватка низкооктанового бензина. Прямым доказательством служит официальный прайс «Укртатнафты»: цена А-76 сравнялась со стоимостью «пятого» бензина.
Сложно пока назвать причину, но в Украину в больших объемах нахлынул импортный бензин. Так, за 22 дня сентября границу государства пересекли 112,2 тыс. тонн бензина. Если темпы импорта сохранятся до конца месяца, то сентябрь обещает «переплюнуть» августовские показатели. А это грозит профицитом, учитывая, что украинские НПЗ также нарастили производство. Судя по всему, импортеры таким образом устроили «темную» отечественным производителям, дабы те были посговорчивее в ценовой политике.
Импорт идет со всех направлений. Не ослабли даже поставки из Беларуси, где уже месяц как «вполоборота» работает Мозырский НПЗ. Периодически проскакивает продукция «Нафтана», который, как известно, более ориентирован на внутренний рынок Беларуси.
Железные нервы розницы
Розничный сегмент не проявлял никаких стремлений к изменению сложившейся в середине месяца ценовой ситуации. В частности, согласно ценовому мониторингу UPECO, по состоянию на 25 сентября средняя стоимость нефтепродуктов на АЗС выглядела следующим образом (цена за литр): А-76 — 6,66 грн., А-92 — 7,18 грн., А-95 — 7,58 грн., дизельное топливо — 6,24 грн.
Позабыв на время о корректировке ценников на стелах АЗС, их владельцы обеспокоились тенденцией снижения прокачек. Любопытно, что результаты исследований в разных сетях получились разноплановыми, хотя, казалось, разительных отличий быть не должно. В частности, в закарпатском отделении «Веста-Сервисе» зафиксировали 10%-ное падение объемов реализации. «Сезонный фактор накладывает свой отпечаток на прокачках, и в ближайшем будущем мы ожидаем их дальнейшее снижение», — отметил менеджер «Весты».
Коментарі