Середина сентября, судя по динамике цен, выдалась для участников нефтерынка довольно активной. Европейские индикаторы ближе к концу рабочей недели сигнализировали об уверенном росте стоимости нефти и нефтепродуктов. Одним из факторов поддержки нефтяного рынка в последнее время выступало снижение курса доллара в мире, что увеличивало привлекательность сырья в качестве альтернативы для инвестиций.
Однако некоторые эксперты считают, что цена нефти и нефтепродуктов может снизиться в третьей декаде сентября из-за повышения запасов сырья, вызванных плановыми ремонтами НПЗ. Европейские и американские перерабатывающие предприятия традиционно закрывают свои подразделения на ремонт в сентябре и октябре, поскольку спрос на бензин с окончанием сезона активного вождения значительно сокращается.
Рынок нефти и нефтепродуктов
Мимолетное видение
Украинский рынок в начале недели наконец-то прорвало — вплоть до четверга цены снижались как в прайсах отечественных производителей, так и у оптовых торговцев. По словам трейдеров, падению цен способствовали укрепление гривни и некоторый избыток предложения на рынке нефтепродуктов. Однако с появлением сообщений с европейского рынка о возобновлении положительного тренда украинские оптовики молниеносно отреагировали увеличением стоимости нефтепродуктов. При этом большинство продавцов заявили, что в начале третьей декады рост цен продолжится — «смотрите», мол, «в Европе ведь топливо дорожает». Нельзя не отметить, что когда европейские котировки падали, похожих заявлений от нефтяников не поступало.
В конце недели стоимость бензинов на Кременчугском и Лисичанском НПЗ сравнялась, и зафиксировались следующие предложения (с отгрузкой с заводов): А-95 — 9 тыс. грн. за тонну, ДТ — 6,7 тыс. грн. Появился в свободной продаже высокооктановый бензин производства Одесского НПЗ. В официальном прайсе завода от 18 сентября бензин А-95 (с отгрузкой по ст. Одесса-Застава) стоил 9,05 тыс. грн. за тонну.
Высокая стоимость топлива и неутешительные прогнозы на ближайшую перспективу могут привести к «затоварке» на отечественных НПЗ. По крайней мере, тенденцию увеличения коммерческих запасов нефтепродуктов на заводах можно было наблюдать в середине сентября.
Прогноз относительно движения цен в мелком опте неоднозначен. С одной стороны, заводы прекратили снижение отпускной стоимости нефтепродуктов, а с другой — зазор между сегментами крупного и мелкого опта довольно существенный. К тому же многие трейдеры не преминут привлечь немногочисленного покупателя низкой ценой. Поэтому плавное снижение с прицелом на стабильность — наиболее вероятный сценарий ценообразования.
Только экономика
Эта же тенденция характерна и для розничного рынка. Опустившись за последние недели в среднем на 20 коп. за литр, стоимость нефтепродуктов на АЗС все еще сохраняет возможности для снижения. Так, согласно мониторингу UPECO, по состоянию на 18 сентября средняя цена по Украине бензина А-95 была зафиксирована на отметке в 7,59 грн. за литр, а средняя стоимость дизтоплива составила 6,26 грн. за литр.
Впрочем, дешевевшие в течение первой половины сентября нефтепродукты в Европе все еще способствуют снижению цен на наших АЗС. Кроме того, курс доллара по отношению к национальной валюте продолжает радовать глаз не только обывателей, но и импортеров нефтепродуктов. По крайней мере, стабилизация намного лучше безудержного роста. В совокупности это дает возможности для дальнейшего падения цен в рознице.
Коментарі