Европа уступила Таруте
Вчера Еврокомиссия одобрила план реструктуризации Гданьской судоверфи, подконтрольной ISD-Polska Сергея Таруты. Украинский бизнесмен ждал этого решения полтора года
Принятие плана реструктуризации Гданьской судоверфи для «ИСД» фактически означает, что компания не должна будет возвращать польскому правительству $250 млн., выделенных судоверфи польскими властями в качестве субсидий до присоединения страны к Европейскому Союзу. Такая господдержка противоречила конкурентным нормам ЕС, в результате чего еврочиновники требовали от новых собственников судоверфи в Гданьске компании ISD-Polska возместить всю сумму.
Однако после того, как Сергею Таруте удалось от Еврокомиссии добиться принятия плана реструктуризации судоверфи, он автоматически избавился от своего долга перед польским правительством, так как выделение субсидий в рамках реструктуризации по нормам ЕС — вполне легально.
Бизнесмен не только избавился от долга, но еще получит от правительства Польши $251 млн. госпомощи. По словам пресс-секретаря ISD-Polska Яцека Ленски, эти средства Тарута получит уже в ближайшие недели. «Вся эта помощь на 97% вернется государству, поскольку пойдет на погашение старых долгов верфи в качестве налогов, а также задолженности перед рабочими», — заверяет Ленски.
Выделенные средства для «ИСД» станут своего рода беспроцентным кредитом, который компании нужно будет вернуть после 2019 года. Окончательный срок возврата средств пока не определен. Взамен выделенных денег Польша получит более 20% акций предприятия в качестве залога — гарантии, что предоставленные средства будут выплачены. Распорядителем акций выступит Агентство промышленности, принадлежащее польскому государству.
Новый док под вопросом
Сумма реструктуризации Гданьской судоверфи составит около $200 млн. На данный момент компания уже вложила в судоверфь около $100 млн. Часть этих денег была потрачена на покупку акций предприятия. Еще часть — на модернизацию.
Окончательный план реструктуризации, по словам Яцека Ленски, детализирует сроки закрытия двух из трех стапелей — сооружений для постройки судов и их спуска на воду. После их закрытия до конца 2009 года судоверфь сократит свои мощности со 170-180 до 100 тыс. CGT (compensated gross tons — условная единица, которой измеряется валовой тоннаж судов).
«Ранее мы предполагали, закроем все стапеля и будем строить новый док. Однако в сегодняшней ситуации это нереально, поэтому пока мы будем работать на одном, а потом, в зависимости от рыночных условий, решим, насколько будет рентабельно строить док и модернизировать последний работающий стапель», — рассказал Яцек Ленски.
Тяжелая ноша «ИСД»
Уменьшение производства на Гданьской судоверфи было одним из главных требований Европы, которое выдвигалось взамен требованию вернуть госпомощь, предоставленную предприятию.
Помимо строительства судов, судоверфь будет специализироваться на производстве стальных конструкций и башен для ветряных электростанций. Яцек Ленски сообщил, что ISD-Polska уже объявила тендер для выбора компании, которая займется их строительством. Планируется, что компания начнет свою работу на судоверфи в 2010 году.
После реструктуризации рабочими местами на заводе будут обеспечены 1,9 из 2,17 тыс. сотрудников, что является требованием профсоюзов, согласованным с польским правительством.Читайте также: Тарута снова закупается рудой у Ахметова
В свою очередь, эксперты утверждают, что польский актив «ИСД» будет рентабелен лишь в долгосрочной перспективе. На данный момент Гданьская судоверфь требует больших средств со стороны собственника. В то же время материнская компания сейчас не в состоянии профинансировать судостроительный завод в Гданьске.
Коментарі