Мінфін - Курси валют України

Встановити
2 липня 2009, 11:39

Предпринимательская оттепель

25 июня 2009 г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по содействию осуществлению предпринимательской деятельности», которым существенно реформируются разрешительная система, система лицензирования и открытие бизнеса. «За» 319 голосов народных избранников. Авторы законодательной инициативы — председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская(БЮТ), заместитель главы Ксения Ляпина(НУНС), глава подкомитета по предпринимательству указанного Комитета Верховной Рады Михаил Чечетов(Партия регионов) и др.

Открытие бизнеса

Авторы предложили c целью упрощения начала бизнеса снизить требования к уставному капиталу хозяйственных обществ. Так, в 100 раз снижено требование к уставному капиталу общества с ограниченной ответственностью (ООО). До сих пор он не должен был быть менее эквивалента 100 минимальных заработных плат. А депутаты проголосовали за сумму, эквивалентную одной минимальной заработной плате, действующей на момент создания ООО. Т.е. с 1 июля не 63 000 грн., а 630 грн.

Как прокомментировал Сергей Осаволюк, координатор проекта IFC «Деловая среда и развитие предпринимательства в Украине», на сегодня ООО — самая удобная форма для начинающих юридических лиц: минимум финансов для начала бизнеса, минимум риска для начинающих предпринимателей, возможность объединить свои усилия с партнерами, что особенно важно во время кризиса. «Такая поправка должна привести к резкому росту количества предприятий, которые в свою очередь обеспечивают занятость и рост налоговых поступлений», — говорит он.

Специалисты полагают, что поправка может серьезно повлиять на международные рейтинги Украины. Например, по процедурам легкости открытия бизнеса рейтинг «Doing Business» ставит Украину на 128 место из 181 возможного (чем меньше значение, тем легче процедура, тем благоприятнее деловой климат). Прогнозируется, что, благодаря 100-кратному сокращению минимального уставного капитала, рейтинг Украины по этому показателю может значительно повыситься, например, до 70 пунктов, т.е. до 58 места (при условии отсутствия реформ в других странах). К сведению, соседняя Беларусь с января 2009 года отменила все требования к размеру уставного фонда, они отсутствуют и в большинстве стран мира...

Принцип молчаливого согласия

Для обеспечения порядка выдачи документов разрешительного характера установлены новые требования к срокам и механизму выдачи таких документов. Срок рассмотрения заявок ранее не был ограничен. По предварительным данным исследования IFC за 2008 год, получение всех необходимых разрешений занимало у предпринимателей около полутора месяцев и почти два месяца у предприятий. Ожидается, что теперь эта проблема будет решена. Закон содержит «принцип молчаливого согласия». Так, если в течение 10 дней ведомство не дало письменного ответа, то разрешение считается выданным. Безусловно, это призвано дисциплинировать чиновников.

Четкое разрешение

До сих пор в украинском законодательстве было очень расплывчатое определение «разрешения», чем пользовались разрешительные ведомства. Некоторые из них пытались доказать, что все те документы, которые они выдают, разрешениями не являются. Теперь четкое определение должно заставить большинство ведомств наводить порядок, упрощать и систематизировать свое «разрешительное» творчество. Согласно принятому Закону Украины, «документ разрешительного характера» – это «дозвіл, висновок, рішення, погодження, свідоцтво, інший документ, який дозвільний орган зобов'язаний видати суб'єкту господарювання в разі надання йому права на провадження певних дій щодо здійснення господарської діяльності або видів господарської діяльності і без наявності якого суб'єкт господарювання не може проваджувати певні дії щодо здійснення господарської діяльності або види господарської діяльності».

Бессрочные лицензии

Еще один подарок предпринимателям от депутатов — внедрение практики выдачи лицензии на неограниченный срок. Вместе с тем, для отдельных видов деятельности правительство может устанавливать сроки лицензии, но они не должны быть менее 5 лет. Таким образом, лицензии стали бессрочными, а не на три года, как ранее.

Сокращение видов лицензий

Кроме того, сокращено количество видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Отменено лицензирование тех видов деятельности, которые не нарушают основные принципы государственной политики в сфере лицензирования, не угрожают жизни и здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства. Это — торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации, проектирование и строительство новых и реконструкция уже существующих мелиоративных систем, оптовая торговля семенами, разработка проектов и работы по консервации, реставрации, ремонту памятников, импорт химических источников тока, разведение домашних животных (собак, котов, экзотических и декоративных животных) в питомниках, дрессировка собак и подготовка специалистов в этих сферах, деятельность по перепродаже предметов искусства, организации аукционов и пр.

Вместе с тем, отмена лицензирования не означает прекращения других видов государственного контроля (в том числе правоохранительными органами) за выполнением требований действующего законодательства. Как правило, по большинству указанных видов деятельности на сегодня контроль осуществляется иными способами (экспертизы, сертификаты и т.п.). В данном случае Украина пошла по пути многих стран мира, которые стараются максимально сократить количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Его применяют лишь там, где нужно обеспечивать максимально жесткий контроль за правильностью ведения определенной деятельности.

Мнения по поводу…

Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, говорит, что в целом шаги сделаны в правильном направлении, но необходимо еще помочь бизнесу в привлечении финансовых средств. «Можно спорить о том, каким должен быть минимальный фонд для регистрации общества, но в целом, я думаю, что как раз такая массированная дерегуляция и является тем фактором, который должен помочь малому и среднему бизнесу заниматься не только традиционными для него на сегодняшний день сферами обслуживания, а в т.ч. развивать реальное производство. Те же самые продукты питания, те же самые элементы обеспечения торгового процесса и так далее. Безусловно, это повлияет позитивно, но мы также должны обратить внимание и на возможность бизнеса привлекать средства. Очень важно, чтобы у нас стабильно работала банковская система и расчеты проходили через банки, т.к. расчеты наличными сокращают возможности для развития бизнеса. И очень важно, чтобы государство как можно быстрее возобновило линии для финансирования малого и среднего бизнеса».

В то же время президент Союза кризис-менеджеров Павел Михайлиди обращает внимание на то, что, упрощая создание предприятия, необходимо ужесточить ответственность бизнеса за свои действия перед государством и своими клиентами: «Необходимо ужесточить ответственность бизнеса перед государством и обществом, потому что сегодня лазеек в законодательстве для злоупотреблений предпринимателями достаточно, чтобы конвейером создавать и ликвидировать предприятия таким образом, что бизнес не несет ответственности. Эта почва питает злоупотребления… Во всем мире создание предприятий — упрощенная процедура, но тяжело закрыть его, потому что надо нести ответственность за свои действия. В нашем же случае предприниматели, особенно их много в ООО, которые злоупотребляют, скажем так, в сфере бизнеса, практически не несут никакой ответственности. Доводя предприятие до банкротства, так же легко его ликвидируют, как легко создавали, обманывая государство и граждан, создают новые, и новые, и новые».

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития: «Естественно, бизнесу будет легче. Но дьявол кроется в мелочах, и нужно посмотреть каждую букву этого Закона. Априори — легче, но что будет — как всегда, увидим через полгода его действия».

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по содействию осуществлению предпринимательской деятельности»вскоре будет подан Президенту Украины, который должен будет сказать свое слово относительно того, окажет ли принятый документ содействие снятию преград для бизнеса и развитию деловой среды в Украине. Соответственно, глава государства завизирует его или вернет со своими замечаниями в парламент. Но и глава государства, и парламент, и отечественные и иностранные эксперты сходятся во мнении, что реформа системы выдачи разрешений и реформа системы государственного надзора (контроля) крайне необходима Украине как залог развития предпринимательства и роста экономики страны.


Предпринимательская оттепель
Фото с Gettyimages.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися