КИЕВ, 30 июня. Ограничение полномочий руководства ГИУ было связано с кредитованием учреждением банка «Надра» на очень крупную сумму осенью прошлого года.
Как ГИУ выбивает свои деньги из проблемных банков
Глава ГИУ Андрей Камуз рассказал какие меры принимает ГИУ для возврата своих средств из проблемных банков
Вас назначили на должность главы Государственного ипотечного учреждения в середине мая. Какие первоочередные задачи ставились перед вами?
Первый вопрос — это возвращение проблемных активов из банков с временной администрацией. Мы судимся с 4 банками, где есть временная администрация, уже 35% дел выиграно, есть решения судов и судебные исполнители начинают работать по возврату авансовых кредитов рефинансирования.
А зачем было авансировать банки, ведь намного надежнее работать по схеме, когда рефинансирование осущест-вляется под уже выданные кредиты?
Аванс для будущей ипотеки выдается, для того чтобы стимулировать банк и предоставить ему возможность, не отвлекая собственные ресурсы, кредитовать население. Банк, со своей стороны, предоставляет ГИУ график использования наших денег и дату закрытия аванса.
С наступлением кризиса банки, которые наиболее остро испытывали трудности с платежеспособностью, перестали придерживаться этих графиков. Начался рост проблемных активов.
Решение правительства от 24 апреля этого года об ограничении полномочий ГИУ как-то связано с участием учреждения в авансированном кредитовании банка «Надра» на очень крупную сумму осенью прошлого года?
Так и есть. Но я не могу определить, было ли нарушение в этом случае со стороны ГИУ, так как это не моя компетенция. У нас в ближайшее время начнется проверка Контрольно-ревизионным управлением, которое и сделает вывод: нанесли действия бывшего руководства ГИУ ущерб государству или нет.
Действия по кредитованию банка «Надра»?
И не только этого банка. Кредиты выдавались и другим финучреждениям, в которых сейчас введена временная администрация, например, Родовид Банку… Кстати, на прошлой неделе правительство сняло эти ограничения.
По просьбе ГИУ могут сменить временного администратора
Судебные иски — единственный способ, который вы практикуете в работе с проблемными активами?
Как глава ГИУ я не вправе рассуждать: подавать или не подавать иск в суд. Тут государственные интересы. Но суды — не единственный вариант общения с проблемными банками, мы и переговоры с ними проводим. Ну а если там на контакт не идут, тогда давим на все возможные рычаги. К примеру, по нашей просьбе НБУ одного временного администратора уже поменял.
В Трансбанке?
Допустим. На руководство этого банка жаловались не только мы, но и многие другие кредиторы. Претензии понятны, ведь если люди вообще не воспринимают кредиторов, которые приходят для переговоров, тем более если это представители государства, то и реакция государства должна быть соответствующей.
Не скажу, что сразу после смены временного администратора этого банка мы получили назад свои деньги, но как минимум нас стали воспринимать и начался диалог.
Каков размер проблемных активов ГИУ на данный момент?
Довольно внушительный. Цифру уточнять не хотелось бы. Тем более что все наши проблемные активы хоть и вовремя не возвращены, но обеспечены залогами, так что их вполне можно вернуть.
По нашей информации, только в одном банке «Надра» у вас «зависло» 1,4 миллиарда гривен кредитов…
Неправда. Сумма вдвое меньше. Мы судимся с банком «Надра». И решения приняты в нашу пользу. Пока деньги не получены, но после переговоров банк «Надра» вернул нам 1,6 миллиона гривен процентов.
Покупать облигации ГИУ будут госбанки
19 июня вы провели размещение облигаций на полмиллиарда гривен, 26 июня доразмещение на такую же сумму не состоялось. До этого аукцион по продаже облигаций также неоднократно переносился из-за отсутствия заявок. Бумаги ГИУ под гарантии правительства не вызывают большого интереса у основных потенциальных покупателей — коммерческих банков?
Есть такая проблема. Стоимость ресурсов сейчас на рынке не отражает реальной стоимости денег. Например, эффективная ставка по ОВГЗ достигла уровня 20%. С чем это связано? С тем, что рынок не реагирует на бумаги Минфина с более низкой доходностью.
И как вы думаете, почему?
Между участниками рынка — дефицит доверия.
В таком случае, кто выступил покупателем этих облигаций и кто будет их выкупать в будущем?
Стратегическими инвесторами станут государственные банки. Средства будут использованы для кредитования застройщиков, для поддержания строительной отрасли. А государственные банки будут получать рефинансирование под залог наших облигаций от НБУ.
Это очень похоже на административное давление на госбанки, ведь частные банки почему-то не хотят по доброй воле покупать ваши облигации…
Негосударственные банки работают совсем в другом режиме. А у госбанков такая возможность есть, ведь ресурсы-то из системы банка не выходят: он покупает наши облигации, рефинансируется в НБУ, выдает кредит и потом рефинансируется у нас под этот кредит. Это и позволяет продавать наши облигации с доходностью 12,1%.
Знакомый всех парламентариев
Около месяца назад в СМИ появилась информация о том, что Национальный банк отказался от осуществления операций с облигациями Государственного ипотечного учреждения. Но впоследствии, как мы видим, он все же согласился их выкупить…
Ни от чего он не отказался! Не верьте слухам. НБУ высказал свою позицию, которую глава Нацбанка Владимир Стельмах подтвердил на недавнем совещании у президента, что он готов предоставить рефинансирование сразу на миллиард гривен тому банку, который купит наши облигации (по состоянию на 26 июня НБУ еще не монетизировал облигации ГИУ).
Кстати, есть версия, что после вашего назначения отношения между ГИУ и Нацбанком охладеют и в будущем НБУ вряд ли вообще будет включать облигации Ипотечного учреждения в список возможных залогов при рефинансировании.
По нашей информации, причиной тому может стать неофициальный конфликт между группой лиц внутри НБУ, которые инициировали создание Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ) в начале 2008-го, с руководителем Национального депозитария Украины Виктором Ивченко, с которым вы дружны…
Я не настолько дружу с господином Ивченко, чтобы это как-то повлияло на работу ГИУ. Да, в свое время я работал в структуре, подчинявшейся Национальному агентству по инновациям и инвестициям, которое возглавлял Виктор Ивченко. У нас были рабочие отношения на уровне: руководитель — подчиненный. Так сложилось исторически, что наши облигации учитываются в Нацдепозитарии. У нас к нему претензий нет.
Что вас связывает с народным депутатом от фракции БЮТ и экс-членом набсовета ГИУ Сергеем Пашинским? Говорят, вы его ставленник?
Я со многими нардепами знаком. А за месяц работы здесь познакомился, по-моему, со всеми. Ну, и что с того? Согласно такой логике можно утверждать, что я — креатура очень многих парламентариев…
Коментарі