Счетная палата нашла массовые нарушения в том, что НБУ делал осенью-зимой 2008 года. Такой вывод она сделала после получения доступа к документам, которые охраняются банковской тайной. Что это будет означать для главы Нацбанка Владимира Стельмаха, покажет время
На Стельмаха нарыли компромат
С одной стороны, обнаруженных фактов недостаточно даже для скандала в Верховной Раде, потому что не доказаны наиболее резонансных тезисы прошлой осени - «откаты» за рефинансирование и «крышевание» валютных спекуляций.
С другой стороны, утверждает источник в парламенте, обнаруженных фактов более чем достаточно для уголовного дела по обвинению в неосторожном использовании государственных средств.
Контролеры не делали громких обвинений в злоупотреблениях. Вместо этого они тщательно пересчитали нарушения. Факты изложены сухо и почти не производят впечатления. Это скорее протокол следствия, чем громкая речь с трибуны.
«Из 32 постановлений, принятых правлением НБУ, 31 постановление о предоставлении 17 банкам стабилизационных кредитов под программы финансового оздоровления на общую сумму свыше 39 миллиардов гривен, не соответствовало требованиям действующих нормативно-правовых актов», - корректно записано в документе.
Зафиксировано, что рефинансирование предоставлялось без нотариального заверения залога, а объемы предоставляемых кредитов превышали пределы, максимально допустимые с точки зрения банковского риска. 7,6 миллиарда только по просьбе правительства получил «Нафтогаз Украины», что не является операцией по поддержанию ликвидности.
Основываясь на субъективных подходах, правление НБУ «неправомерно приняло 14 решений о предоставлении стабилизационных кредитов 11 банкам на сумму 14,8 миллиарда гривен».
Счетная отдельно выделяет еще два действительно интересных момента. Первый - Нацбанк назначал различные процентные ставки за пользование своими кредитами. «Разница достигала 1,5-2 раза - от 12% до 22%, что свидетельствует о субъективном подходе при принятии таких решений», - говорится в документе.
Другой момент. Одному из банков срок уплаты процентов за пользование кредитами был перенесен с октября-декабря 2008 года на 2009 год. «Что привело к неполучению Национальным банком в 2008 году доходов в сумме 152 миллиона гривен», - отметили в Счетной палате.
По тону, в котором изложена Докладная, может сложиться впечатление, что вместо обвинения Счетная палата предоставила НБУ индульгенцию. И что вместо громкого скандала состоится лишь дискуссия специалистов.
Однако, один из парламентских экспертов, знакомый с работой временной следственной комиссии относительно деятельности Нацбанка, считает иначе.
По его словам, уже в ближайшее время Временная следственная комиссия парламента по вопросам проверки деятельности НБУ в период финансового кризиса может выдвинуть очень жесткие обвинения.
«Если после этого не появятся уголовные дела, то это уже вопрос к правоохранительным органам. Как, собственно, и вопрос, почему их нет до сих пор», - сказал эксперт. По его мнению, уже один факт может стоить Стельмаху более должности.
Коментарі