Украинская банковская система переживает самый сильный стресс со времен развала Советского Союза
Украинская банковская система переживает самый сильный стресс со времен развала Советского Союза
22 марта руководители крупнейших коммерческих банков должны предоставить президенту Украины антикризисный план спасения украинской банковской системы. Такое задание Виктор Ющенко выдал украинским банкирам после совместного совещания, проведенного 11 марта. Финансистам придется разработать план, который решал бы сразу ряд неотложных вопросов: риск дальнейшей девальвации гривни, отток депозитов, ухудшение качества активов, недостаточность капитала.
Отечественная финансовая система переживает жесточайшую нехватку ликвидности, вызванную тотальным кризисом доверия.
Недоверие населения и бизнеса к банкам привело к значительному оттоку депозитов. С октября по март только физлица забрали из банковской системы более 50 миллиардов гривен. Бизнес также не стремится хранить средства на банковских счетах — за последние пять месяцев юрлица вывели более 27 миллиардов гривен. Таким образом менее чем за полгода украинская банковская система лишилась четвертой части всей депозитной базы.
Но не только население не верит финучреждениям — недоверие банкиров друг к другу фактически заморозило межбанковский кредитный рынок. Стоимость овернайтов с начала года даже в «хорошие» дни не опускается ниже 20%, а максимальная цена «ночных денег» зашкаливала в феврале за 120%. При этом даже в те дни, когда остатки на корсчетах банков находятся на высоких уровнях (свидетельствует о достаточности гривневого ресурса в системе), стоимость межбанковских кредитов все равно оставалась очень высокой. По словам банкиров, это происходит потому, что «свободная» гривня находится в распоряжении у 2-3 крупных банков с иностранным капиталом, которые заморозили свою работу на межбанке.
К этому стоит добавить, что уже не доверяет украинским банкирам и руководство Нацбанка. Осенью 2008 года НБУ щедро рефинансировал коммерческие банки — за октябрь-ноябрь было выдано 74,7 миллиарда гривен (с учетом овернайтов). Эта сумма полностью перекрыла отток депозитов за указанный период (около 42 миллиардов гривен). Однако банкиры не спешили использовать деньги НБУ на поддержку ликвидности — куда более перспективным применением этих средств им показался валютный рынок. Впоследствии руководство Нацбанка признало, что средства рефинансирования оказывали давление на курс гривни. Потому в этом году НБУ намного осторожнее выдает деньги банкам (январь — 5 миллиардов, февраль — 15 миллиардов гривен). Кроме этого, НБУ старается контролировать использование финучреждениями этих средств и в случае выделения банку значительных сумм рефинансирования вводит в нем куратора.
Еще одной проблемой украинских банков является обесценивание гривни. Осенью финучреждения не-плохо заработали на валютных спекуляциях, но теперь они вынуждены в экстренном порядке искать миллиарды гривен на докапитализацию. Вследствие переоценки валютных активов (девальвация гривни за октябрь-декабрь составила 65%) суммарные активы банков за последний квартал 2008 года выросли на 28,6%. При этом банки сокращали, а то и вовсе приостанавливали выдачу новых кредитов.
«С качеством кредитного портфеля ситуация однозначна — девальвация национальной валюты в совокупности с уменьшением реальных доходов населения и бизнеса и преобладающим количеством валютных кредитов приводят к увеличению уровня плохих кредитов в портфелях банков», — говорит аналитик инвестгруппы «Сократ» Роман Сиротян. Каких масштабов достигнет уровень проблемной задолженности по системе, спрогнозировать сейчас никто не берется. Банкиры констатируют, что на данный момент она уже составляет 10-12%, и утверждают: дальнейшие темпы роста проблемной задолженности в первую очередь зависят от поведения курса гривни.
Ухудшение качества активов заставляет банки увеличивать отчисления в резервы, что при одновременном раздутии активов вынуждает их увеличивать капитал. По оценкам аналитиков инвесткомпании «Тройка Диалог Украина», для докапитализации всей системы (если не произойдет дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации) понадобится около 46 миллиардов гривен.
У украинских банков есть три варианта, как решить проблему нехватки капитала. Первый — надеяться на финансовую помощь акционеров. По такому пути пошли дочерние банки мощных западных финансовых групп, а также финучреждения, входящие в состав крупных отечественных ФПГ. Второй — запросить помощи у государства. В госбюджете на 2009 год предусмотрено 44 миллиарда гривен на докапитализацию банковской системы. «За поддержкой государства в ближайшее время могут обратиться около 10 банков. В первую очередь это крупные банки с украинским капиталом, собственники которых не имеют средств для увеличения капитала. «Родовид» и Укргазбанк уже высказали свое желание привлечь государственный капитал», — говорит Роман Сиротян. И третий — уйти с рынка, объединившись с более успешным банком или объявив себя банкротом. «Консолидация банковской системы в Украине неизбежна, у нас зарегистрировано намного больше финансовых учреждений (185 банков на начало марта. — ред.), чем это необходимо, чтобы покрыть спрос на финансовые услуги населения, особенно в кризисное время», — считает зампредправления Эрсте Банка Павел Цетковский.
Также серьезной проблемой украинских банков является значительная долговая нагрузка. По оценкам НБУ, на начало февраля общий объем задолженности украинских финучреждений составлял 38,4 миллиарда долларов, из которых в 2009 году банкам предстоит выплатить около 8,7 миллиарда долларов. Внешние рынки капитала прочно закрыты для украинских банков, поэтому рассчитывать на рефинансирование или реструктуризацию долгов не приходится. (Исключение составляют некоторые банки с иностранным капиталом.) А на фоне непрекращающегося оттока депозитов банкам очень трудно будет аккумулировать необходимые средства.
Прогнозировать, что худшее для украинских банков уже позади, не берется ни один финансист, большинство сходится во мнении, что ситуация может еще несколько усугубится. «Мы дотронемся до дна ближе к концу 2009 года. В первой половине года все банки пройдут через аудит. Гривня и недвижимость достигнут новых равновесных уровней. Во второй половине года станет уже видно, какие банки выйдут из рынка. А те финучреждения, что останутся, смогут всесторонне оценить экономическую ситуацию. И хотя я не верю в значительный рост во второй половине 2009 года, но падение будет окончено», — делится прогнозами Павел Цетковский.
Еще менее радужно оценивают финансисты перспективы возобновления доверия к банкам. «Доверие к банкам будет восстанавливаться медленно, скорость этого процесса будет зависеть от того, смогут ли банки, являющиеся сейчас проблемными, вернуться к нормальной работе и выполнить свои обязательства перед клиентами», — считает Роман Сиротян. «Подрыв доверия к банкам был критическим. К финучреждениям был прикреплен ярлык источника всех проблем. По моим прогнозам, доверие восстановится не ранее середины 2010 года», — добавляет Цетковский.
Коментарі