Почему бензин в Украине дорожает?
Пока мировая цена на нефть снижается, бензин в Украине дорожает. И, скорее всего, будет дорожать и дальше
С августа мировые цены на нефть упали практически в три раза. Но если для западных автолюбителей это снижение вылилось в соответствующее изменение ценников на АЗС, то в Украине время, кажется, остановилось. Более того, по данным НТЦ «Психея», в феврале средняя розничная цена на бензин марки А-95 повысилась на 4,5%, до 5,67 грн./л.
А рекомендованная секретариатом экспертно-аналитической группы (орган, контролирующий цены на нефтепродукты) цена 95-го уже длительное время держится на уровне 5,65 грн./л. Откуда такая несправедливость?
Курс на подъём
Никакой несправедливости, утверждают участники рынка нефтепродуктов: простой украинец покупает бензин в два раза дешевле, чем раньше, хотя ценники на АЗС и говорят об обратном. «Снижение цен на нефтепродукты в Украине произошло синхронно с другими европейскими странами и с одинаковой глубиной – около 50%, – объяснил руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин. – Однако в Украине на этот процесс наложилось резкое падение курса гривны, происходившее в это же время».
В доказательство своих слов эксперт приводит следующие расчёты. В августе 2008 года, на пике подорожания нефти, литр бензина А-95 стоил в Украине около 7 грн./л, то есть приблизительно $1,5 по тогдашнему курсу 4,64 грн. за доллар, а стандартное дизтопливо доходило до 7,3 грн./л ($1,57). Сегодня же стоимость бензина и ДТ практически уравнялась и достигла отметки 5,7 грн./л, что в пересчёте по курсу Нацбанка составляет около $0,75. Структура розничной цены топлива
Источник: компания UPECO
В целом с такой позицией согласен и аналитик Astrum Investment Management Андрей Попович. «Действительно, цены на розничные нефтепродукты в Украине снизились по сравнению с летом 2008 года всего на 15–20%, – сказал он. – Это значительно меньше снижения цен на нефть на мировом рынке, которое составило 2,5 раза. Но в долларовом эквиваленте розничная цена нефтепродуктов на украинских АЗС упала в два раза».
При этом цена украинского горючего зависит не только от доллара, но и от евро. «Цены на нефть и нефтепродукты котируются исключительно в долларах, а основные налоги на нефтепродукты в Украине номинированы в евро (с января 2009 года – 110 евро за тонну. – Фокус), – рассказывает директор ООО «Консалтинг А-95». Сергей Куюн – А поскольку Украина является импортёром энергоресурсов, на их цене на внутреннем рынке не могут не сказываться валютные колебания, которые мы наблюдали в январе и феврале».
Кроме курса гривны в подорожании бензина виноват кризис в банковской сфере, не позволяющий получить необходимые кредиты, считают нефтетрейдеры. Кроме того, падение суверенного кредитного рейтинга Украины привело к тому, что некоторые страховые компании Европы отказываются страховать поставку топлива украинскими компаниями с отсрочкой платежа.
Премия за риск
Впрочем, подобные объяснения не удовлетворили украинских чиновников – совсем недавно министр топлива и энергетики Юрий Продан заявил, что цены на нефтепродукты во всём мире снизились пропорционально стоимости нефти, но Украина осталась в стороне от подобных процессов. К примеру, обратил внимание министр, если сравнить цены января 2008 и 2009 годов, то в Европе стоимость бензина А-95 снизилась более чем на 51%, а в Украине – лишь на 35%; на дизельное топливо – в Европе на 46,5%, в Украине – на 31%.
По оценкам чиновника, стоимость нефтепродуктов в стране завышена на 0,60–1,00 грн. По странному совпадению примерно на такую сумму раньше уменьшались цены на АЗС после гневных окриков правительства.
Но сейчас снижение цен вряд ли произойдёт. Дело в том, что при определении розничной цены на бензин большую роль играют расходы самих операторов розничного рынка. Сюда входят зарплаты персонала, затраты на содержание АЗС, транспортировку и хранение нефтепродуктов. Кроме того, комплектация современной аппаратурой заправок также требует валютных средств.
С нынешним курсом гривны это оказывается довольно сложно, и в подобной ситуации остаётся либо смириться со снижением прибыли, либо пойти более простым путём и переложить подобные траты на плечи потребителя. По мнению Сергея Куюна, считающего сегодняшнюю стоимость бензина абсолютно объективной, в цене может присутствовать «премия за риск», которую эксперт оценивает на уровне порядка 10 коп./л.
Акцизом по ценам
Уже давно очевидно, что на сегодняшний день у государства нет возможности действенно влиять на рынок нефтепродуктов. Существующих мощностей по производству нефтепродуктов, подконтрольных правительству, не хватит, чтобы составить серьёзную конкуренцию на рынке. Да и сбытовая сеть вряд ли сумеет изменить диктат частных заправщиков.
Если перевести стоимость литра топлива в евро и сравнить цены в разных странах, в Украине горючее окажется самым дешёвым из всех стран Европы
Цены на бензин в других странах
Источник: Центр энергетических исследований
Даже в своё время разрекламированная экспертно-аналитическая группа, которая готовит рекомендации по уровню цен на топливо, с точки зрения простого потребителя, лишь повторяет фактически сложившиеся на автозаправках цены. Тем не менее на сегодняшний день это единственный метод, сдерживающий дальнейшее удорожание бензина.
Впрочем, использование административных мер по снижению цены на бензин вряд ли приведёт к положительному результату. «Если послать проверяющих на заправки, из продажи исчезнет часть ассортимента нефтепродуктов, увеличится доля контрафакта и случаи уклонения от налогов: продажа в ночное время, по талонам, которые за углом стоят дороже, и тому подобное», – считает Константин Бородин.
К тому же сегодня в Украине подобный сценарий не пройдёт, ведь судьба нынешнего правительства во многом зависит от одного из крупнейших нефтетрейдеров страны группы «Приват», представители которой принимали активное участие в формировании нынешней правительственной коалиции в Верховной Раде.
Поэтому для отечественного автомобилиста нет другого выхода, кроме как поставить машину в гараж или смириться с дальнейшим повышением цен. Тем более что работники АЗС уже готовятся в очередной раз менять ценники в сторону повышения. Это случится, если Верховная Рада примет предложение правительства о повышении акцизов на дизельное топливо с 35 до 95 евро за тонну. Как показывает практика, в подобных ситуациях нефтетрейдеры охотно перекладывают свои затраты на плечи потребителей.
Коментарі