Мінфін - Курси валют України

Встановити
21 січня 2009, 11:20

Украинские автобаны: ударят по бездорожью или кошельку?

За проезд по отечественным автодорогам вскоре придется платить. Но только за те, которые будут построены или отремонтированы частными инвесторами. Верховная Рада приняла поправки к закону «О концессиях на строительство и эксплуатацию украинских дорог». По мнению экспертов, новая редакция закона позволит привлечь к автодорожному строительству частные компании, которые ранее обходили стороной этот бизнес по причине отсутствия государственных гарантий.

Украинские автобаны: ударят по бездорожью или кошельку?
Автобан. Фото с сайта wot.motortrend.com

Закон, принятый Верховной Радой 16 декабря, имеет долгую историю и множество «предшественников». Но именно новая редакция содержит необходимые условия, выгодные как государству, так и потенциальным инвесторам. Концессионер имеет право компенсировать затраты на строительство дороги путем введения платы за проезд. Если предприятие окажется нерентабельным, государство может выкупить магистраль обратно.

Новая жизнь украинских дорог

Правительство не первый год пытается переложить часть забот по строительству дорог на плечи частного капитала. Первый закон о концессии появился еще в 1999 году. Но он оказался фактически неработающим. Частный капитал необходимо заинтересовать, а перспектива получать прибыль только за счет платы за проезд показалась инвестору весьма рискованной.

Основное отличие новых поправок к закону — именно в государственных гарантиях. Нерентабельную дорогу можно вернуть обратно. Правда, механизм такого выкупа пока не прописан.

Если президент не ветирует новый закон, у концессионеров будет возможность не только строить новые, но и ремонтировать уже существующие магистрали. И потом брать плату за проезд по реконструированной дороге. Именно отсутствие права на реконструкцию в предыдущих законах тормозило желание инвесторов заняться дорогами, рассказал заместитель главы парламентского Комитета по вопросам транспорта и связи Юрий Крук. «Практически это не вырисовывалось. Новая дорога всегда пересекала где-то существующую магистраль, которая требовала реконструкции. К примеру, таков участок магистрали от Одессы до Киева. Но раньше концессионер не мог заниматься реконструкцией. Теперь это возможно», — говорит депутат.

У концессионера появились и другие возможности — например, согласно закону, он может не строить дорогу целиком, а взять на себя определенный участок. Или войти в долю с государством. В этом случае и прибыль от эксплуатации делится пропорционально.

Сколько будет стоить проезд по новым, арендованным автобанам, в каждом отдельном случае определит Кабинет Министров. Кроме того, плату разрешено только в том случае, если рядом будет альтернативная бесплатная дорога.

Законодательная ложка дегтя

Кроме возможностей, проект передачи дорог в концессию содержит некоторые риски и просто законодательные недоработки. В частности, таким риском является возможность взять в концессию реконструированную дорогу. Момент был замечен еще в заключении на первую редакцию изменений. «В проект необходимо включить определение фразы ’степень изношенности дороги’, чтобы предотвратить ситуацию, при которой в концессию будет передаваться дорога, не требующая реконструкции и ремонта, что позволит концессионеру получать сверхприбыли за счет высокой платы за проезд», — говорится в документе.

Эти моменты будут отслеживаться в парламенте, уверяет Крук. К тому же каждый договор на передачу дороги в концессию должен проходить согласование в Верховной Раде и Кабмине.

Помехой на пути к светлому автодорожному будущему европейского образца могут стать и неурегулированные земельные отношения. Ведь предоставление земельных участков для строительства — очень сложная процедура в Украине. «Строительство новых дорог будет сопряжено с выделением земельных участков. Многие проекты строительства предприятий иностранными компаниями переносились в другие страны только из-за того, что инвесторы не могли получить несколько десятков гектаров земли. А здесь речь идет о сотнях и тысячах гектаров», — пояснил директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. По мнению аналитика, шанс на появление автобанов европейского образца зависит не столько от наличия закона, сколько от того, с какими бюрократическими проволочками он будет выполняться.

Дороги ведут к Евро-2012

Именно подготовка Украины к проведению Евро-2012 и связанные с чемпионатом проекты реконструкции транспортной инфраструктуры обеспечат действенность закона, считают эксперты. Юрий Крук говорит, что в первую очередь в Комитете предполагают отдать в концессию дороги, которые соединяют города-хозяева Евро-2012 друг с другом и с европейскими магистралями. «Уже в этом году лед может тронуться», — говорит парламентарий. Несколько потенциальных инвесторов — зарубежных и отечественных — уже высказали заинтересованность в строительстве, добавляет он.

Александр Кава настроен не настолько оптимистично. По его мнению, Украина потеряла лучшее время инвестиционного всплеска для строительства автобанов, и теперь к чемпионату мы просто не управимся. «Площадь Украины довольно большая. Такие дороги, как Киев-Донецк или Львов-Донецк, могут пересечь несколько европейских государств. Здесь нужны очень большие инвестиции. И за три года поднять какой-либо из этих проектов просто невозможно», — говорит аналитик.

Проект интересен скорее в долгосрочной перспективе. Украинские дороги весьма интересны не только для европейских, но и для мировых строительных компаний. Однако нынешний кризис вынудил их экономить на новых проектах. Через два-три года интерес может разгореться с новой силой. К тому времени, хочется верить, и законодательство согласуют

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися